Святые мученики Михаил и Феодор Черниговские

Замечательные труженики черниговские князь Михаил и боярин Феодор. Фрагмент иконы

3 октября (20 сентября по старому стилю) Церковь чтит память мучеников великого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. В 1245 г они были зверски замучены в Золотой Орде.

Князь Михаил Черниговский. Житие

Святой князь Михаил Черниговский был сыном Всеволода Ольговича Чермного (ум. 1212). Михаил с детства отличался набожностью и кротостью, избегал шумных посиделок и играм предпочитал трогательное чтение.

С самых юных лет он отличался добродетельной жизнью; возлюбив Христа, он служил Ему всем сердцем, и все видели духовную кротость князя: его кротость, смирение, любезность ко всем и милосердие к бедным. Всегда угождая Богу молитвою и постом и украшая душу свою всяческими добрыми делами, князь Михаил сделал ее чудесной обителью для Бога, своего Творца.

С малых лет князь был слаб здоровьем, но, уповая на милость Божию и благодаря молитвам преподобного Никиты, Переяславского Столпника, в 1186 году исцелился от недугов. В 1190 году Михаил взял себе в жены дочь галицкого князя Романа Мстиславича — Елену, в святом крещении Елену.

Известно, что в 1223 году князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве. Здесь решался вопрос о помощи половцам, на которых шли татаро-монгольские полчища. 21 мая 1223 года в битве на реке Калке погиб дядя Михаила Мстислав Черниговский. Михаил становится князем Черниговским. В 1225 г он был приглашен на княжение в Новгород.

Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он завоевал любовь и уважение древнего города Новгорода.

Особенно важным для новгородцев было княжение Михаила в Новгородской земле, так как это означало примирение с новгородским великим князем владимирским Георгием Всеволодовичем (1188-1238), жена которого, княгиня Агафья, приходилась сестрой князю Михаилу.

Однако князь Михаил княжил в Новгороде очень недолго. Он собирался вернуться в родной Чернигов. На мольбы новгородцев остаться князь ответил, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он укрепит узы дружбы между этими городами.

Принц Майкл усердно взялся за улучшение своего наследства.

Его деятельность возбудила беспокойство курского князя Олега, и в 1227 г между князьями едва не вспыхнула гражданская война; их примирил киевский митрополит Кирилл (1224 — 1233). В том же году князь Михаил мирно разрешил спор на Волыни между великим князем Владимиром Рюриковичем Киевским и князем Галичским.

С 1235 года киевский престол занимал князь Михаил. Наступали трудные времена. В 1238 году татары разорили Рязань, Владимир, Суздаль. В 1239 году татаро-монгольские полчища двинулись на южную сторону Русского государства, опустошили левобережье Днепра, Черниговские и Переяславские земли. Осенью 1240 г к Киеву подошли татаро-монгольские войска. Послы хана предлагали Киеву подчиниться добровольно, но князь Михаил отказался вести с ними переговоры. Он немедленно предложил венгерскому королю объединить силы и дать отпор общему врагу, с теми же призывами князь Михаил обратился к Польше и Германии.

Но было уже поздно, Россия потерпела поражение, затем та же участь постигла Венгрию и Польшу. Не получив поддержки со стороны европейских государств, князь Михаил вернулся в поверженный Киев и некоторое время жил недалеко от города, вскоре переехав в Чернигов. Однако черниговский князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских варваров. В 1245 г посланный Михаилом митрополит Петр (Акерович) присутствовал на Лионском соборе во Франции. Петр считал единственно возможной защитой крестовый поход против Орды. Но этот Собор не принял решения об общем противодействии татаро-монгольскому нашествию. Принц Майкл решил сражаться в одиночку, без поддержки иностранных правителей.

Подвиг Михаила Черниговского и боярина Феодора

Вскоре на Русь прибыли ханские послы, чтобы затем провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалось полностью подчиняться хану, а князь должен был получить разрешение, этикет, на правление. Послы Бату-хана сообщили князю Михаилу, что ему также необходимо отправиться в Орду, чтобы подтвердить права на управление биркой. Увидев опустошенную Русь, князь Михаил понял необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин знал, что не отступит от своей веры перед язычниками. От своего духовника, епископа Иоанна, он получил благословение отправиться в Орду и пообещал, что скорее умрет за Христа и святую веру, чем будет поклоняться ханским идолам.

Святые мученики Михаил и Феодор Черниговские Картина «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя». Художник В. Смирнов, 1883 г

Вместе с князем Михаилом в Орду отправился его верный товарищ боярин Феодор. В Орде, возможно, узнали о попытках князя Михаила организовать восстание против Орды совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Когда в 1246 году князь Михаил и боярин Феодор пришли в Орду, то перед походом к хану им было велено пройти через горящий огонь, который должен был якобы очистить их от злых помыслов, и поклониться стихии, обожествляемой монголами солнце и огонь. В ответ жрецам, приказавшим совершить этот языческий обряд, черниговский князь ответил:

Христианин склоняется только перед Богом, Творцом мира, а не перед тварью.

Хану сообщили о неповиновении князя. Батый через своего приближенного передал условие: если требование жрецов не будет выполнено, князь и его спутники будут подвергнуты пыткам. Но и на это последовал решительный ответ князя Михаила:

Я готов преклониться перед царем, так как Бог дал ему судьбы земных царств, но как христианин я не могу поклоняться идолам.

После ответа решилась судьба отважного принца. Укрепляясь словами Господа: «Кто хочет спасти душу свою, тот погубит ее, а кто душу свою за Меня и за Евангелие погубит, тот спасет» (Мк. 8, 35-38), князь и преданный ему боярин Феодор они готовились к мученической кончине и участвовали в Святых Христовых Таинах, которые передал им с собою их духовник, епископ Иоанн.

Варвары Орды схватили князя и долго били его жестоко, пока земля не окрасилась кровью. Один из королевских слуг, который когда-то был христианином, а затем отрекся от христианской веры, отрубил принцу Михаилу голову. Боярину Феодору было лестно предложено отвернуться от веры Христовой и совершить языческий обряд, за что ему было обещано княжеское достоинство замученной жертвы. Но боярин Феодор стоял на своем. После таких же зверских пыток ему отрезали голову.

Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали свои души в руки Господа, в 6753 году от сотворения мира, от Рождества Христова в 1245 году, 20 сентября. Их святые тела были выброшены на съедение собакам, но в течение многих дней они оставались нетронутыми и нетронутыми. Так благодать Христова сохранила их в целости. Кроме того, на телах мучеников возник огненный столп, сияющий ослепительным блеском, и каждую ночь можно было видеть горящие свечи. Видя все это, христиане, находившиеся в то время в Орде, тайно взяли тела мучеников и с честью похоронили их.

Прославление мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Тропарь и кондак святым

14 февраля 1572 года по просьбе царя Ивана Васильевича Грозного по благословению митрополита Антония мощи Михаила Черниговского и боярина его Феодора, после прославления, были перенесены из Чернигова в Москву, в посвященный храм во имя твое имя. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года в Архангельский собор Московского Кремля, где и находятся сейчас.

Святые мученики Михаил и Феодор Черниговские Михайло-Архангельский собор Московского Кремля. Вид с колокольни Ивана ВеликогоСвятые мученики Михаил и Феодор Черниговские Рак св. Мча и духовник князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора в Архангельском соборе Кремля

Житие и служение святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI века известным церковным писателем монахом Зиновием Отенским.

Исповедный подвиг великого князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора, святого Феодора, поразил даже их палачей. Борьба Руси против татаро-монгольского ига продолжалась долгое время. Христова церковь украсилась новомучениками и исповедниками: великий князь Феодор был отравлен в Орде в 1246 г., великие римские князья Рязанский (в 1270 г.) и Михаил Тверской (в 1318 г.) были замучены, сыновья Михаила Тверского — Димитрий (в 1325 г.) и Александра (в 1339 г.). Все они укреплялись примером и святыми молитвами святого благоверного князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора.

Тропарий, глас 4

Исполнив мученическую жизнь свою, украсив себя венцом исповедания. На небесный восток Михаила Мудрого с благоверным Феодором. Моли Христа Бога, спаси страну твою, город и село, по Его великой милости.

Кондак, глас 8

Ни к чему не приписав царство земное, и славу оставил ты пассажиром. Самозванный достигший подвига, проповедовал еси Троицу пред нечестивым мучителем, подательницей страданий Михаила, с благоверным Феодором, силы царские грядут. Молись без зла спасти свою Родину, город и народ, да непрестанно тебя почитают.

Мученики Михаил Черниговский и боярин Феодор. Иконы

Святые мученики Михаил и Феодор Черниговские Фреска Св. Мча и исповедник Михаил, князь. Чернигов и его боярин Феодор. ЯрославльСвятые мученики Михаил и Феодор Черниговские Святые мученик и исповедники великий князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор. Значок. Минея Сентябрь (фрагмент). Начало 17 века

Святые мученики Михаил и Феодор Черниговские Святые Михаил и Феодор Черниговские. Россия. Конец 17 века. Государственный музей-заповедник «Коломенское»

Святые мученики Михаил и Феодор Черниговские Мученик Михаил, князь Черниговский, 16 век. ВышивкаСвятые мученики Михаил и Феодор Черниговские Святые Михаил и Феодор Черниговские. Россия. Конец 16 века — начало 17 века. Московское издательство, 1869. Строгановская икона-оригинал. 20 сентября (деталь). Принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

Русская вера является

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, содержащая исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и рассчитан на самый широкий круг читателей. Будет незаменимым помощником для тех, кто хочет полноценно разбираться в церковных книгах и древнерусских источниках, написанных по правилам церковнославянского языка.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector