Сорок мучеников Севастийских

Сорок мучеников Севастийских

Память Сорока мучеников Севастийских совершается 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок мучеников Севастийских — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Себастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при Ликинии. Сорок мучеников высоко почитаются православными христианами.

Сорок мучеников Севастийских. История праздника

Сорок мучеников были из Каппадокии. Они входили в состав римской армии, находившейся в городе Себасте. Языческий полководец Агрикола потребовал, чтобы они приносили жертвы языческим богам. Поначалу он их уговаривал, обещая повышение по службе и деньги. Затем он начал угрожать тюремным заключением и убийством. Но солдаты отвергли все предложения и угрозы полководца Агриколая, и тогда он заключил их в тюрьму. Через некоторое время в город пришел знатный сановник Лисий и приказал побить воинов-христиан камнями. Камни, брошенные в воинов, летели мимо, и камень, брошенный Лисием, попал Агриколаю в лицо. Палачи устыдились случившегося и вернули христиан в тюрьму. Ночью в темнице воины услышали утешительный глас Господа:

Верующий в Меня, даже если умрет, будет жить. Мужайтесь и не бойтесь, ибо вы получите нетленные венцы.

Он разбудил охрану и побежал к солдатам-христианам: «А я христианин!» Священник:

Господи Боже, я верю в тебя, в кого верят эти солдаты. Соедини меня с ними, чтобы я мог страдать с твоими слугами.

Римские воины, увидев, что мученики не замерзли, сломали им голени и сожгли. Кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их подобрать. Согласно Житию, через три дня мученики явились во сне святому Петру, епископу Севастийскому (IV век), и велели ему похоронить их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрали кости мучеников и с честью похоронили их. Имена мучеников Севастиановых: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аэций, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гай, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Никола, Валерий, Филоктимон, Севериан,Худион, Мелитон и Аглай.

Тропарь, кондак и канон Сорока Севастийским мученикам

Тропарь, тон 1.

О страстях святых, яже после тя, молися, молися ко Господу и исцели вся наша страсти и болезни, Человеколюбче, молим тя.

Тропарь, глас того же.

Страстные всякой чести, воины Христовы сорок, крепкие руки, огонь и воду идут, и постные сограждане, с ними молятся Христу, с верою за восхваляющих тебя. Слава Давшему вам силу, слава Венчавшему вас, слава Исцеляющему всех вас.

Кондак, глас 6.

Все воинства мира пребывают и присоединяются ко Господу на Небесах, носители страстей Господних, сорок, через огонь и воду прошедшие блаженны, достойно получают славу Небесную и множество венцов.

Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских

День памяти 40 мучеников Севастийских в народе называют «сороками», а иногда и «ходулистами». По народному поверью в этот день прилетают сорок птиц из жарких стран, и первая из них – жаворонок. «Бывает, — уверяют старые опытные крестьяне, — что жаворонки прилетают раньше, но только несчастливые: умеют летать и замерзать». А жаворонок, который летит на сороку, самый настоящий, он не умрет». «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне торжества женщины пекли «жаворонков» из ржаной муки и утром раздавали детям. «Жаворонки» пекли с раскрытыми крыльями, как будто летели. Жаворонок то поднимается, то «падает» камнем на землю: крестьяне объясняли это особой смелостью и смирением этих птиц перед Господом. Жаворонок быстро устремляется вверх, но, пораженный величием божьим.

Сорок мучеников Севастийских

Также утром женщины делали на своем дворе сорок гнезд из соломы и в каждое клали по яйцевидному куску теста (это делалось для того, чтобы куры спешили домой и не попали в чужой двор). Когда «жаворонки» в тесте были готовы, дети бегали с ними в сарай колдовать жаворонков. Там они посадили своих птиц все вместе, на высоком месте, и несколько раз хором стали выкрикивать песню: «Жаворонки, улетите, унесите холодную зиму, принесите весеннее тепло: мы устали от зимы, мы поели весь хлеб». Текст этой детской песни варьировался в зависимости от региона. Тогда мальчишки разоружили своих жаворонков и с той же песней побежали по городу. Это продолжалось до полудня. Пробежав достаточно долго, собрались дети и стали есть своих ржаных «жаворонков». Обычно они съедали птицу целиком, оставляя голову – каждый из их детей заботился о своей матери, что было в Сороке, можно определить весеннюю и летнюю погоду. Если в Сороке было одно морозное утро, то ждите весной сорок «утренников».

Сорок мучеников Севастийских. Иконы

Иконографическая традиция начинает формироваться с 4 века до н.э. Одна из самых ранних сохранившихся икон находится в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме, датируемая 7-8 веками. Образы мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтири. Известны миниатюры Хлудовской Псалтири IX века, Лондонской Псалтири 1066 года, Псалтири Барберини 1060 года, Киевской Псалтири 1397 года.

Иногда изображается стражница Аглая, вошедшая в нору вместо спасшегося воина. Иконы, хранящиеся в музее Реклингхаузена, являются образцами полного издания иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Годовой Минеи (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г. Миниатюра пол. XI в века греческой минологии, которая хранится в Государственном Историческом музее, является кратким изданием.

Вагс-Март (фрагмент). Значок. Россия. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии начала XVII в Сорок мучеников Севастийских. Значок планшета. Новгород. Конец 15 века Из Софийского собора. Новгородский музей

Храмы в честь Сорока мучеников Севастийских

В Константинополе было около восьми церквей в честь 40 севастийских мучеников, построенных императрицей Пульхерией (399–453) и императором Анастасием. Известно также о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.

В честь Сорока мучеников Севастийских в городе Велико Тырново в Болгарии освящен храм. Храм был построен в 1230 году по приказу Ивана Асена II в честь победы при Клокотнице над эпирским деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года. Свою победу царь считал заступничеством Сорока мучеников Севастийских, в честь которых церковь был освящен. Это был соборный храм Великой Лавры в Велико Тырново, построенный в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. Первоначально в этой церкви был погребен святой Савва, архиепископ Сербский (ок. 1169-1236). В мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. В годы османского владычества, до начала 18 века, церковь оставалась христианской, но позднее здание было переоборудовано в мечеть, в результате чего почти все фрески были уничтожены. Несколько изображений сохранились только на северо-западной стене вестибюля. При строительстве старой церкви 22 сентября 1908 года болгарский князь Фердинанд (1861-1948) провозгласил полную независимость Болгарии от Османской империи. Церковь долгое время использовалась как царская усыпальница. Здесь были похоронены цари Калоян (1197-1207), Иван Асен II, Михаил Шишман (1280-1330), царицы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии.Королевы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Велико Тырново (Болгария)

В честь Сорока мучеников Севастийских был освящен храм близ Новоспасского монастыря в Москве. Вероятно, еще в 16 веке на этом месте стояла деревянная церковь. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1932 году храм был закрыт советскими властями, частично срезана колокольня. В 1993 году храм был передан местной общине Русской Православной Церкви и отреставрирован.

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Новоспасском монастыре. Москва

В честь Сорока мучеников Севастийских освящен храм в городе Переславле-Залесском. Храм расположен в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Церковь уже существовала в начале 17 века. Упоминается в патриарших окладных книгах за 1628 г.: «Церковь Святых Сорока Мучеников, в слободе дань восемь алтын, четыре монеты, десятая гривна». В 1652 году рядом с этой церковью была построена Покровская. В 1726-1727 годах обе церкви лежали в руинах и были построены новые деревянные церкви. В 1755 году вместо двух деревянных был построен каменный храм, который существует и сейчас. В храме два престола: в честь Сорока мучеников и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Сорока мучеников в Переславле-Залесском

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector