Бестиарий. Существа славянской мифологии

Плох он был с нечистой силой на Руси. В последнее время развелось столько богатырей, что число Горынычей резко сократилось. Только однажды блеснул для Ивана луч надежды: старый крестьянин, назвавшийся Сусаниным, обещал отвести его в то же логово, что и Лиха Одноглазый.. дверь. На стене было нацарапано: «Проверено. Пиявки нет. Богатырь Попович».

Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, Остров Русь

«Славянские чудовища» — согласитесь, звучит дико. Русалки, лешие, водяные — все они знакомы нам с детства и напоминают сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается несколько наивной, легкомысленной и даже немного глуповатой. Сейчас, когда речь заходит о волшебных монстрах, мы часто думаем о зомби или драконах, хотя в нашей мифологии есть и такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться маленькими пакостниками.

Обитатели славянских языческих легенд – это не веселый домовой Кузя и не сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в нечисть, которую мы сейчас считаем достойной разве что детских страшилок.

Вряд ли до наших дней дошли первоисточники с описанием вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то было покрыто мраком истории, что-то было уничтожено при крещении Руси. Что мы имеем, кроме туманных, противоречивых и часто непохожих легенд разных славянских народов? Одни упоминания в трудах датского историка Саксона Грамматика (1150-1220) — время. «Chronica Slavorum» немецкого историка Гельмольда (1125-1177) — два. И, наконец, надо вспомнить сборник «Веда Словена», сборник древнебулгарских обрядовых песен, из которого также можно сделать выводы о языческих верованиях древних славян. Объективность церковных источников и летописей по понятным причинам вызывает большие сомнения.

В другой статье читайте: Пророк Илия.

Книга Велеса

«Книга Велеса» («Книга Велеса», таблички Изенбека) долгое время выдавали за уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории, относящийся к VII веку до нашей эры. С до 9 века нашей эры в.

Его текст предположительно был вырезан (или выжжен) на деревянных дощечках, часть «страниц» частично сгнила. Согласно легенде, «Велесова книга» была обнаружена в 1919 году под Харьковом белым полковником Федором Изенбеком, который увез ее в Брюссель и передал для изучения слависту Миролюбову. Он сделал несколько копий и в августе 1941 года во время немецкого наступления пластины были утеряны. Выдвигались версии, что нацисты спрятали их в «архиве арийского прошлого» под Анненербом, или вывезли после войны в США).

К сожалению, подлинность книги изначально вызывала большие сомнения, а недавно было окончательно доказано, что весь текст книги является подделкой, сделанной в середине 20 века. Язык этой подделки представляет собой смесь разных славянских диалектов. Несмотря на разоблачение, некоторые писатели до сих пор используют «Книгу Велеса» как источник знаний.

Единственное доступное изображение одной из досок «Книги Велеса», которая начинается словами «Книгу сию посвящаем Велесу».

История славянских сказочных существ может позавидовать еще одному европейскому монстру. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым подсчетам он достигает 3000 лет, а корни его уходят в неолит или даже мезолит, то есть около 9000 лет до н.э.

Не было панславянского сказочного «зверинца» — в разных местах говорили о совершенно разных существах. У славян не было ни морских, ни горных чудовищ, а злых духов лесов и рек было предостаточно. Не было и мании величия: наши предки редко думали о злых великанах вроде греческих циклопов или скандинавских этанов. Некоторые чудесные существа появились у славян относительно поздно, во время их христианизации; чаще всего их брали из греческих легенд и внедряли в национальную мифологию, создавая таким образом странную смесь верований.

Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, жена фессалийского царя Кейкоса, узнав о смерти мужа, бросилась в море и превратилась в птицу, названную в честь нее алкионой (зимородок). Слово «Алконост» вошло в русский язык в результате искажения старинной поговорки «Алкиона — птица».

Славянский Алконост – райская птица с удивительно сладким и благозвучным голосом. Она откладывает яйца на берегу моря, затем опускает их в море, и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается буря. В православной традиции Алконост считается божественной посланницей – она живет на небесах и нисходит, чтобы донести до людей высшую волю.

Алконост птица. Лубок, конец 18-начало 19 века.

Крылатый змей с двумя хоботами и птичьим клювом. Он живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные набеги на деревни. Он так притягивается к камням, что даже не может сидеть на мокрой земле, только на камне. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, его можно только сжечь. Название происходит от греческого aspis, ядовитая змея.

Этакий озорной лесной дух, маленький, пузатый, круглощекий. Он не спит ни зимой, ни летом. Он любит дурачить людей в лесу, отвечая на их крик «Ой!» отовсюду. Он заводит путников в густую чащу и бросает их там.

Славянская ведьма, персонаж народного фольклора. Обычно ее изображают неприятной старухой с растрепанными волосами, крючковатым носом, «костяной ногой», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба Яга — неоднозначный персонаж. Большую часть времени она выполняет функции чумной, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако при случае эта ведьма может охотно помочь отважному герою, расспросив его, испарившись в бане, одарив волшебными дарами (или предоставив ценные Информация).

Баба Яга, как известно, живет в дремучем лесу. Там стоит его хижина на курьих ножках, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорили, что у дверей дома Яги вместо запора руки, а замочной скважиной служит маленький рот с зубами. В доме Бабы Яги обитают привидения; войти можно только сказав: «Хат-хата, поверни ко мне лоб и иди обратно в лес».
Подобно ведьмам Западной Европы, Баба Яга умеет летать. Для этого вам понадобится большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой-Ягой часто можно встретить (знакомых) животных — черную кошку или ворону, которая помогает ей в колдовстве.

Происхождение усадьбы Бабы Яги неясно. Возможно, оно пришло из тюркских языков, возможно, образовалось от старосербского «ега» — болезнь.

Баба Яга, костяная нога. Ведьма, людоед и первая женщина-пилот. Картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Изба на курногах

Хижина в лесу на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей — не выдумка. Так строили временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорские племена. Дома с глухими стенами и входом через люк в полу, приподнятые над землей на 2-3 метра, защищали как от грызунов, жаждущих провизии, так и от крупных хищников. У сибирских язычников в подобных сооружениях были каменные идолы. Можно предположить, что фигурка некоего женского божества, поставленная в домике «на курьих ножках», породила миф о Бабе-Яге, которая едва помещается в своем домике: ноги в одном углу, голова в другой, а его нос упирается в потолок.

Дух, обитавший в банях, представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, озорные. Если люди в ванной поскользнулись, обожгутся, обмякнут от жары, обварятся кипятком, услышат хруст камней в печи или ударятся о стену — все это проделки банника.

По большому счету банник редко вредит, только когда люди ведут себя неправильно (стирают по праздникам или поздно ночью). Чаще всего это им помогает. У славян баня ассоциировалась с мистическими животворящими силами: здесь часто рождались или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).

Как и других духов, банника кормили: оставляли ему черный хлеб с солью или закапывали задушенную черную курицу под порогом ванной. Существовала и женская разновидность банника – банница или обдериха. В банях жил и Шишига, злой дух, появляющийся только у тех, кто идет в баню без молитвы. Шишига принимает облик друга или родственника, зовет человека принять с ней ванну и может быть запарена до смерти.

Бани были в Риме и в Турции. А вот банник только у славян.

Популярный персонаж сербского фольклора, злой демон или колдун. Согласно легенде, царь завещал трех своих сыновей, чтобы они отдали своих сестер первому, кто попросит их руки. Однажды ночью во дворец явился кто-то громовым голосом и потребовал юную принцессу себе в жены. Сыновья исполнили волю отца и вскоре потеряли таким образом своих средних и старших сестер.

Вскоре братья пришли в себя и отправились на их поиски. Младший брат встретил прекрасную принцессу и взял ее в жены. Заглянув из любопытства в запретную комнату, князь увидел человека в цепях. Он представился Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот набрался сил, разорвал цепи, распустил крылья, схватил царевну и улетел. Опечаленный князь отправился на его поиски. Он обнаружил, что громовые голоса, которые его сестры требовали в жены, принадлежали повелителям драконов, соколов и орлов. Они согласились помочь ему и вместе победили злобного Баша Челика.

Так выглядит Баш Челик в глазах В. Таубера.

Нежить восстала из могил. Как и любой другой вампир, гули пьют кровь и могут опустошать целые города. В первую очередь убивают родственников и друзей.

Как Алконост, божественная женщина-птица, основная функция которой — исполнение предсказаний. Общеизвестна пословица «Гамаюн птица вещая». Он также умел управлять погодой. Считалось, что когда Гамаюн летит со стороны восхода солнца, ее преследует буря.

Гамаюн-Гамаюн, сколько мне осталось жить? — Ку. «Почему мама…?

Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, им приходилось сгибаться пополам. Они живут где-то на краю света, размножаются искусственно, куя себе железо. Дым от их кузниц приносит с собой мор, оспу и лихорадку.

В самом общем виде: домашний дух, покровитель дома, старичок с бородой (или весь в волосах). Считалось, что в каждом доме есть свой домовой. В домах их редко называли «домовыми», предпочитая ласковое «дедушка».

Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляя на полу тарелку с молоком, хлебом и солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкие домашние дела, пас скот, следил за домом, предупредил об опасности.

С другой стороны, рассерженный домовой мог быть очень опасен: ночью он щипал людей до синяков, душил их, убивал лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой живет за печкой или в сарае.

Домовой, билибин рис.

Полузабытое существо из фольклора южных славян. Точного его описания не существует: одни считают его животным, другие — птицей, а в средней Сербии существует поверье, что дрекавак — это душа некрещеного мертвого младенца. Они сходятся только в одном — дрекавак может ужасно кричать.

Обычно дрекавак — герой детских страшилок, но в отдаленных местностях (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители городка Тометино Полие время от времени сообщают о странных нападениях на их скот; по характеру ран трудно определить, что это был за хищник. Жители деревни утверждают, что слышали леденящие кровь крики, значит, дрекавак был замешан.

Знакомый нам с детства образ — красивая птица с яркими и ослепительными огненными перьями («как жар обжигает»). Традиционное испытание для сказочных героев — выдернуть перышко из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Он олицетворял огонь, свет, солнце, возможно, знание. Его ближайший родственник — средневековый Феникс, известный как на Западе, так и в России.

Нельзя не вспомнить такого обитателя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженное от Сварога, бога-кузнеца). Огненный сокол, который может проявляться и в виде огненного вихря, Рарог изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки), первой династии русских правителей. Сильно стилизованный водолазный Рарог наконец-то стал напоминать трезубец — так появился современный герб Украины.

Иван-царевич и жар-птица. Билибин рис.

Злой дух (иногда жена домового), который появляется в образе уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то она постоянно вредит людям: шумит, бьется о стены, мешает спать, рвет нитки, бьет посуду, травит домашний скот. Иногда считалось, что дети, умершие без крещения, становятся кикиморами или что злые плотники или кочегары могут пустить кикимору в строящийся дом. Кикимора, живущая на болоте или в лесу, вреда наносит гораздо меньше, в основном просто отпугивает заблудших путников.

Старушка-кикимора, билибин рис.

Один из хорошо известных нам древнеславянских отрицательных персонажей, обычно изображаемый стройным, костлявым стариком с отталкивающей внешностью. Агрессивны, злопамятны, жадны и скупы. Трудно сказать, был ли он олицетворением внешних врагов славян, злым духом, могущественным магом или уникальным видом нежити.

Бесспорно, что Кощей обладал очень сильной магией, избегал людей и часто занимался любимым делом всех злодеев мира — похищением девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен и представлен он по-разному: в комическом свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина), или, например, как киборг («Судьба Кощея в киберозойскую эру» Александра Тюрина).

«Фирменной» характеристикой Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как все мы, наверное, помним, на волшебном острове Буян (способном внезапно исчезать и появляться на глазах у путешественников) есть большой старый дуб, с которого свисает сундук. В сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце волшебная иголка, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту иглу (по некоторым сведениям, разбив яйцо о голову Кощея).

Кощей представлен Васнецовым и Билибиным.

Георгий Милляр — лучший исполнитель ролей Кощея и Бабы Яги в сказках советских фильмов.

Дух леса, защитник животных. Он выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. На самом деле он не злой: ходит по лесу, охраняет его от людей, изредка показывается перед глазами, поэтому может принимать любую форму: растение, гриб (гигантский говорящий мухомор), животное или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам: глаза горят волшебным огнем, а туфли надеты задом наперёд.

Иногда встреча с лешим может закончиться плохо: он уведет человека в лес и выбросит на съедение зверям. Однако те, кто уважает природу, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.

Гоблин, рис. М. Врубель.

Дух зла, неудачи, символ боли. Насчет внешности Лиха нет уверенности: она либо одноглазая великанша, либо высокая стройная женщина с одним глазом посредине лба. Известно, что их часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста у них нет ничего общего.

До нашего времени дошла пословица: «Не буди Лихо, пока он спокоен». В прямом и иносказательном смысле Лихо означал беду: он привязывался к человеку, садился ему на шею (в некоторых легендах несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и утонул) и мешал ему жить.
Лих, однако, мог быть устранен: обманут, силой воли изгнан или, как иногда упоминается, передан другому лицу вместе с каким-либо подарком. По очень темным предрассудкам Лихо мог прийти и сожрать тебя.

В славянской мифологии русалки — это некая озорная нечисть. Это были утонувшие женщины, девушки, погибшие возле водоема или купающиеся в неурочное время люди. Русалок иногда отождествляли с «мавками» (от старославянского «навь» — покойник), детьми, умершими, не крестившись или задушенными матерями.

Глаза таких сирен горят зеленым огнем. По своей природе это противные и злые существа, они хватают купающихся людей за ноги, погружают их под воду или вытаскивают с берега, обнимают и топят. Существовало поверье, что смех сирены может стать причиной смерти (это делает их похожими на ирландских банши).

Некоторые поверья называют русалок низшими духами природы (например, добрыми «берегами»), которые не имеют никакого отношения к утопающим и охотно спасают утопающих.

Были также «древесные русалки», жившие на ветвях деревьев. Некоторые исследователи относят к полуденным русалкам (в Польше — лаканиты) — низшим духам, принимающим облик девушек в прозрачных белых одеждах, обитающих в полях и помогающих полям. Последний также является духом природы: считается, что он похож на старика с седой бородой. Полевой живет на возделываемых полях и обычно покровительствует крестьянам, кроме тех случаев, когда они работают в полдень. Для этого он насылает полуденников на крестьян, чтобы лишить их разума своей магией.

Следует упомянуть и водянику, разновидность русалки, крещеную утопленницу, не относящуюся к разряду злых духов и потому относительно добрую. Водяницы любят глубокие лужи, но чаще всего устраиваются под мельничными колесами, катаются на них, портят жернова, мутят воду, промывают колодцы, рвут сети.

Сирена. Художник Константин Васильев.

Водяные женщины считались женами водяных духов, появляющимися в образе стариков с длинными зелеными бородами, сделанными из морских водорослей и (редко) рыбьей чешуи вместо кожи. Пучеглазый, толстый, жуткий водяной живет на большой глубине в лужах, командует русалками и другими подводными обитателями. Считалось, что он разъезжал по своему подводному царству на соме, поэтому в народе эту рыбу иногда называли «дьявольской лошадью».

Водяной не злобен по натуре и даже выступает покровителем моряков, рыбаков или мельников, но время от времени любит пошалить, утащив под воду зазевавшегося (или оскорбительного) купальщика. Иногда тритона наделяли способностью менять форму, превращаясь в рыб, животных или даже бревна.

Со временем образ водяного как покровителя рек и озер изменился: он стал считаться могущественным «морским царем», живущим под водой в изящном дворце. Из духа природы водяной превратился в некоего волшебного тирана, с которым герои народного эпоса (например, Садко) могли общаться, заключать договоры и даже хитростью побеждать его.

Водяные в воображении Билибина и В. Владимирова.

Еще одно существо с головой женщины и телом совы (совы), обладающее чарующим голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюн, Сирин не посланник свыше, а прямая угроза жизни. Считается, что эти птицы живут в «индийских землях близ рая», или на реке Евфрат, и поют такие песни для святых на небесах, слушая их, люди полностью теряют память и волю, а их корабли терпят кораблекрушение.

Нетрудно догадаться, что Сирин — это мифологическое перевоплощение греческих сирен. Однако, в отличие от них, птица Сирин является не отрицательным персонажем, а метафорой искушения человека всевозможными искушениями.

Птица сирин на виноградном дереве. Рисунок на сундуке, 1710 год.

Персонаж позднеславянских легенд, сложный образ, сочетающий в себе черты птицы, злого волшебника и богатыря. Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом, у реки Смородины, и 30 лет охранял дорогу на Киев, никого не пропуская, оглушая путников чудовищным шипением и ревом.

У соловья-разбойника было гнездо на семи дубах, но легенда также гласит, что у него была башня и три дочери. Былинный богатырь Илья Муромец не убоялся соперника и стрелой из лука выколол ему глаз, а во время их схватки свист Соловья-вора весь лес в округе обрушил. Герой отвез пленного злодея в Киев, где князь Владимир из интереса попросил соловья-вора свистнуть, чтобы проверить, правдив ли слух о сверхспособностях этого злодея. Соловей, конечно, засвистел, да так, что чуть не уничтожил полгорода. После этого Илья Муромец отвел его в лес и отрубил ему голову, чтобы подобное безобразие больше не повторилось (по другой версии, Соловей-Разбойник позже выступил помощником Ильи Муромца в бою).

Соловей-разбойник и Илья Муромец. Билибин рис.

Для своих первых романов и стихов Владимир Набоков использовал псевдоним Сирин».

В 2004 году «родиной» Бабы Яги был объявлен поселок Кукобой (Первомайский район Ярославской области). Его «день рождения» отмечается 26 июля. Православная церковь выступила с резким осуждением «поклонения Бабе Яге».

Илья Муромец — единственный былинный герой, канонизированный Русской Православной Церковью.

Баба Яга встречается даже в западных комиксах, например, в «Хеллбое» Майка Миньолы. В первом эпизоде ​​компьютерной игры «В поисках славы» Баба Яга является главным злодеем сюжета. В ролевой игре Vampire: The Masquerade Баба-Яга — вампир из клана Носферату (известный своим уродством и скрытностью). После того, как Горбачев ушел с политической арены, он вышел из укрытия и убил всех вампиров клана Ведьм, которые контролировали Советский Союз.

Избушка Бабы Яги в Кукобое.

* * *

Очень трудно перечислить всех сказочных существ славян: большинство из них изучены очень мало и представляют собой местные разновидности духов — лесных, водных или домашних, причем некоторые из них были очень похожи друг на друга. Вообще обилие нематериальных существ сильно отличает славянский бестиарий от более «приземленных» коллекций чудовищ других культур

Среди славянских «монстров» монстров как таковых очень мало. Наши предки вели спокойную и размеренную жизнь, поэтому придуманные ими для себя существа ассоциировались со стихийными элементами нейтральной природы. Если они и сопротивлялись людям, то по большей части лишь защищали матушку-природу и родовые традиции. Сюжеты русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважать древнее наследие наших предков.

Последнее особенно важно, ведь старинные легенды быстро забываются, и вместо загадочных озорных русских русалок к нам приходят диснеевские девушки-рыбы с ракушками на груди. Не стыдитесь изучать славянские легенды, особенно в их оригинальных вариантах, не адаптированных для детских книг. Наш бестиарий архаичен и в некотором смысле даже наивен, но мы можем им гордиться, потому что он один из старейших в Европе.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector