Сретение Господне

История, традиции, иконы и почитание праздника

Собрание Господа

Сретение Господне — двенадцатый вечный праздник, отмечаемый ежегодно 15 февраля, 2 февраля по древнему стилю. Установлен в память принесения в храм Христа Спасителя через 40 дней после рождения для совершения установленной жертвы. «Теперь отпусти раба твоего, владыко», — это изречение старца Симеона, известное из церковных служб и даже светской литературы и музыки, является лейтмотивом праздника. Церковнославянское слово «канделария» можно перевести на русский язык словом «собрание». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоносца и Анны пророчицы с Господом Иисусом Христом. Слово «собрание» более полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто собрание,а встреча меньшего с большим, человека с Богом.

Сретение Господне. Событие праздника

Подробности события «Сретение Господне» верующие узнают из Евангелия от Луки. По закону Ветхого Завета первенец Моисеев, то есть старший сын, посвящен Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом иудеев из Египта Ангел Господень поразил всех египетских первенцев, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, на которых жертвенной кровью был помазан дверной косяк.

Во время рождения Господа было принято, чтобы первенцы приносили символический выкуп в Иерусалиме в храм. Женщине, родившей сына, давали 40 дней очищения, после чего она должна была принести в жертву: годовалого ягненка и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, в храм брали только пару голубей (Лев. 12:6–8).

По преданию, после Рождества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме своей родственницы Саломии. 40-го числа Иосиф-Жених и Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом отправились в Иерусалим для исполнения заповедей Закона, в храме их принял престарелый Симеон, ожидавший этой встречи много лет своей праведной жизни и благочестивой. Согласно легенде, он был одним из 72 еврейских толкователей, переведших Священное Писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285–247 до н э.). Когда Симеон перевел слова пророка Исайи: «Се, Дева родит сына во чреве», он решил, что это ошибка, и хотел вместо девы написать «юную женщину». В этот самый момент явился Ангел Господень и взял ее за руку.Симеону было обещано, что он не умрет, пока не исполнится пророчество Исайи.

И вот, много лет спустя, произошла встреча Ветхого и Нового Заветов. Симеон взял Господа, 40-дневного младенца, на руки и радостно воскликнул:

N7 отпустил раба твоего, праведный, по глупости твоей с миром; ћкв видесте џчи мое2 спасение твое, є4єєєс2 ўс2 уготованный пред лицом всех людей; свет в крови кжком и 3 слава народа твоего1х ї}лз.

Эта молитва теперь читается на каждом богослужении в конце вечерни. После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Тогда, обращаясь к Богородице, старец сказал:

Это основано на падении и подъеме многих в Израиле и является предметом споров. И Тебе оружие пронзит душу (Луки 2:34-35).

Праздник Сретения Господня напоминает нам о предстоящем Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминаний о крестных страданиях и смерти Господней. Тогда-то и исполнились пророческие слова Симеона, ибо Пресвятая Богородица страдала в душе Своей вместе с Сыном. Узнала Господа и пророчица Ана, 84-летняя вдова, жившая в храме и служившая Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Ана пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, которые с верой и надеждой ожидали его пришествия. Вероятно, почитание волхвов, о котором вспоминают в праздник Рождества Христова, имело место уже после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет.Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.

Симеон Богоносец умер, по преданию, в возрасте 360 лет жизни. Он не боялся смерти, потому что обещание, данное ему и всем народам, исполнилось. Симеон держал Мессию на руках! И вот он ушел с душой в вечность, чтобы рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.

В православии сохранился ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка. Обычно на 40-й день или позже мать с ребенком идут в храм. Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикоснуться к святыне и помолиться в храме. Перед этим он должен постоять на крыльце. Священник также приносит младенца в храм, ребенок также приносит его в алтарь. Этот обряд можно совершить и раньше, в день крещения, если он совершен до 40-го дня.

Сретение Господне. История праздника

Праздник Сретения Господня — один из древнейших. Уже в четвертом веке его торжественно праздновали в Иерусалимской церкви, завершая 40-дневный праздничный ряд Богоявления, называемого также Богоявлением. Вот как его упоминает Этерия, паломница из современной Европы, отправившаяся в Святую Землю в конце четвертого века:

Здесь с большой честью отмечают сороковой день со дня Крещения Господня. В этот день идет крестный ход к Анастасию, и все маршируют, и все совершается в порядке с величайшим торжеством, как на Пасху. Проповедуют все пресвитеры, а затем епископ, всегда говоря о том месте в Евангелии, где в сороковой день Иосиф и Мария привели Господа во храм, и увидели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и их слова сказали они, видя Господа, и о приношении, которое принесли отцы. А после этого, отправив все в обычном порядке, совершают литургию, а затем прощание.

Затем праздник распространился на все поместные церкви, его стали отмечать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. Он был добавлен к двенадцатому празднику только в 544 году.

В VI веке, при императоре Юстиниане (527-565), Византия постигла множество бедствий. Сначала было землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва: эпидемия оспы, завезенная из Африки. Предание говорит, что в трудные дни, когда весь город переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо отпраздновать торжественнее. В этот день состоялась торжественная служба с ночным бдением и крестным ходом.

Упоминания о празднике Сретения Господня встречаются в проповедях священномучеников Мефодия Патарского (ок. 260–312), святителей Кирилла Иерусалимского (315–386), святителей Григория Богослова (329–389), святителя Амфилохия. Икония (ок. 340 — после 394), святитель Григорий Нисский (ок. 335-394), святитель Иоанн Златоуст (ок. 347-407).

Богослужение праздника Сретения Господня

Сретение Господне – необычный праздник. Он и Господь, и Матерь Божия. Читая тропарь к празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:

Радиуш њбрадованназ бцдэ дв7о, и 3з8 взойдёт праведное солнце хрт0с бг наше, освети счастливую тьму 1сз и 3 ты величайший из праведных, взяв в руки освободителей наших дш7см, дарующий нам воскресение.

Тропарь партии, русский текст:

Радуйся, Богородице Дево, радость Господню приявшая, яко Солнце правды воссияло от Тебя, Христе Боже наш, просвещающий сущих в неведении. Радуйся, праведный старец, в руки свои Освободителя душ наших принявший, воскресение нам дарующий.

В кондаке мы обращаемся к Господу:

И $ўтр0бу њси1в ржцтв0м си2, и 3 рутсе симменнни блзлол1в, так как пре1в лучше, и 3 нхне спас є3си2 нас хртэ б9е но ўмири2 в битвах нашей жизни, и 3 ўрепи2 цРС, є3го2 любил 1л є3си2, є3дилуб не ч.

Праздничный кондак Русский текст:

Иисус Христос, Который освятил чрево Девы Своим Рождением и благословил руки Симеона, как должно; что Ты поспешил нас спасти и ныне спас, Христе Боже. Дай мир обществу среди сражений и укрепи народы, которые ты любишь, о Единый Человеколюбец.

Так и величание праздника, обращенное к Господу Иисусу Христу, прославляет в то же время Богородицу:

Величаем ТС, подателя жизни хэ7, и чтим8 смерть твою2. є3ю1же, по закону, нхне принесли восьмую городскую церковь.

Стихиры праздничные написаны известными церковными песнописцами: Анатолием, патриархом Константиноградским (5 в.); Андрей Критский (7 век); Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, патриарх Константинопольский Герман (8 век); Иосиф Студит (9 век) и многие другие. Они не только рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их смысл.

В вечерних стихах, написанных патриархом Германом, говорится, что Младенец, которого держит ветхий человек, есть Бог, воплотившийся во спасение людей:

Гли, симеНе, кто2 носы в руки2 в восьмой церкви радуются; кого ты зовешь и 3 плачешь, нн7е свобод1хуш, ви1дех бо сп7са мыв2; сей є4ст т дв7й рожденияз сие 4 слово т бга бг, воплоти нам 1 аутз, и сохрани члка. Томи Боу1msz.

«В древности притворяясь плотью», — поют верующие слова церковных песнопений и удивляются смирению Божию. Матерь Божия приводит Господа, Давшего людям Закон, в храм Божий для исполнения установленного…»

Вот стих Андрея Критского, объясняющий нам, что означают два голубя, принесенных в жертву в день Сретения Господня: голубь, а лучше два птенца, во главе ветхого и нового…»

Праздничный канон, написанный Козимо де Майумом, имеет предел: «Христа радостно обнимает старец». Это основная идея канона. В оригинальном греческом тексте первые буквы каждого стиха образовывали эту фразу. Каждый стих канона не только рассказывает какую-то деталь праздничного события, но и поясняет его смысл, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаия, которому серафим дал горящий уголь для очищения уст.

Очищение и 3каіз т серафим старец помнит б9іи мри, ты2 ћкв с клещами, ты зажигаешь МС своими руками давая ми2 є3г0же н0сиши, свет не закатный (имеется в виду не угасающий) и 3 ми1ром њводающа (имеется в виду властный).

Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет рефрен — краткое хвалебное обращение ко Христу или к Богородице, в зависимости от праздника. Припев повторяет его перед каждым куплетом. Вступительный канон отличается от других еще и тем, что в нем нет припева на все стихи, а 14 разных! Это позволяет верующим лучше понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «Бон0се симеNне, когда 3ди2 заливает 3ми2 хртА, є3г0же рожает 2 дв7а чццаз мРжз. N бьет старшего Сименна по руке, иду судиться с сослуживцем, и 3 на любой вкус. Не держи меня, старик, но у меня 2 є3го2 ты бо т меня тпущеніз пр0сить».

В притчах: в 1-й притче (из книг «Исход» и «Левит») вспоминается ветхозаветный закон о посвящении первенцев Богу; в притче 2 (Исайя I, 1-12) описано видение святого Исаии, который видел Бога Саваофа, сидящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исайя XIX, 1, 3-5, 12, 16, 19-21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении египетских идолов перед Господом и обращении египтян к Богу . События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в городе Илиополе, языческие боги этого города пали перед Иисусом Христом и обратились в прах.

Апостол (Евр. VII, 7-17) говорит о превосходстве первосвященства Христова и о принесенных Им жертвах над жертвами Ветхого Завета и об упразднении Ветхого Завета с пришествием Спасителя. Евангелие (Лк. II, 23-40) повествует о введении Младенца Христа во храм.

Поэтому люди, молящиеся не только за литургией, но и за вечерней службой, имеют возможность узнать не только описание, историю праздничного события, но и понять его значение и значение для каждого человека.

Сретение Господне. Народные традиции и обычаи

Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который старообрядцы и новообрядцы отмечают по-разному. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем ​​Великого поста. В древних богослужебных Правилах, по которым до сих пор совершаются богослужения у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба сочетается с великопостной службой. И в этом случае новообрядцы переносят праздник на день раньше, в Прощеное воскресенье. В старообрядческой периодике начала 20 века это описано очень подробно.

Другое отличие состоит в том, что новообращенные XVII века заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в требнике митрополита Петра Могилы, он скопирован с римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлая месса», во время мессы у всех в руках зажжены свечи. Вероятно, этот обычай идет от древней Иерусалимской церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии верующие держали в руках зажженные свечи. В Византии этого обычая уже не существовало, поэтому со времени крещения Руси наши предки молились «при свечах» только во время полиелея.И вот в старообрядческой церкви накануне Двенадцати праздников, в середине всенощной, при пении благолепия (полиелеос) верующие берут зажженные свечи и держат их почти до конца всенощной.

Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, особенно малограмотные, даже не знали, о каком событии вспоминала Церковь в этот день, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось так, что в этот день зима встречается с летом, то есть морозы начинают спадать и в воздухе витает весна. Приписывая Сретению только значение календарной вехи, крестьяне связывали с этим днем ​​многие земледельческие приметы: «На Сретенье снежок — весенний дождь», — говорили они, гадая о грядущих дождях. Капли в этот день предвещают урожай пшеницы и ветер, плодородие плодовых деревьев, поэтому огородники,которые приходят с заутрени, «потрясите руками деревья, чтобы они принесли плоды». Если день Сретения тихий и красный, то летом хорош будет лен и т п.

Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их почти не существовало во всей Великой России, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне ходили по своим домам с иконой Сретения Господня или Спасителя При этом, когда икону вернули в дом, вся семья, с главой семьи во главе, пали на лица свои и воскликнули: «Господи, Боже наш, приди к нам и благослови нас».

Сретение Господне. Иконы

Одно из древнейших и наиболее необычных в художественном отношении изображений Сретения Господня, датируемое 432-440 годами, встречается в мозаиках римской базилики Санта-Мария-Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения все еще формируется.

Собрание Господа Встреча. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта-Мария-Маджоре, Рим, 432-440 гг.

Постепенно, в течение нескольких столетий, в византийском искусстве сложилась симметричная композиционная схема, изображающая Богородицу, Симеона, обручника Иосифа, пророчицу Анну. Между центральными фигурами находится изображение престола храма. Божественное Младенец может быть представлен как в руках Богородицы, так и в руках Симеона.

Собрание Господа Пьетро Кавалини. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Собрание Господа Икона Эпистия. 2-я половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Среди памятников русской иконописи Сретения одним из древнейших является фреска в церкви Спаса в Нередице, XII век.

Собрание Господа Презентация Свежесть. Церковь Спаса в Нередице, 1199 г

Не случайно иконописцы вводят в композицию жертвенник с киворием. Ведь с ее помощью передается высший смысл встречи Божественного Младенца и Симеона.

Собрание Господа Икона Сретения Господня из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря около 1497 гСобрание Господа Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора во Владимире

После окончания периода иконоборчества появляется новая асимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к вратам Храма, на ступенях которых стоит Симеон.

Собрание Господа Икона Сретения Господня. Новгород конец пятнадцатого века

На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.

Собрание Господа Икона Сретения Господня. Палей начала 19 века. Палехский государственный художественный музей

Собрание Господа Икона мастерской круга работы Гурия Никитина. Кострома 1680-х годов Ярославский художественный музей

Храмы Сретения Господня

Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времен принятия христианства. По какой-то неизвестной причине было очень мало храмов, посвященных этому празднику. От древнего, призматичного сохранилась Трапезная церковь Сретенского Антониевского монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533-36 годах, первоначально без алтарного уступа. Верхняя часть фасадов имела традиционные новгородские врезные кресты. Храм перестраивался в XVIII-XIX веках. Это одна из первых новгородских церквей без колонн.

Собрание Господа Церковь Сретения Господня, Великий Новгород. Построен в XVI веке, перестроен в XVIII-XIX веках.

В честь Введения владыки Успенского монастыря освящен храм в городе Александрове Владимирской области. Церковь построена примерно в 1601 году. Внешний вид церкви, простой и лаконичный, выдержан в архитектурных традициях Пскова. В плане храм делится на две равные части: четырехугольник, включающий в себя прямоугольный алтарь, и северный притвор. Основной объем храма, окруженный лопатками, слегка приподнят, покрыт шатровой крышей и завершен глухим барабаном с куполом и крестом. На крыльце небольшая звонница. Каменный западный притвор церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Впоследствии архитектурная физиономия храма подвергалась изменениям. В 1923 г.

Собрание Господа Сретенская церковь Успенского монастыря в Александрове Владимирской области

В честь Собора Господня был освящен храм Троицкого монастыря в Астрахани. Храм был построен между 1606 и 1620 годами. Впоследствии его несколько раз перестраивали. В 1918 году, в связи с боями между Красной Армией и белоказаками в Астрахани, по решению революционных военных властей храм был закрыт. В 1920 году Троицкий собор был захвачен реставраторами. Богослужения там совершались редко из-за малочисленности возрожденческой соборной общины. В 1928 году советские власти окончательно завладели храмом. Он был разграблен, иконостас разбит и сожжен. В 1970-е годы на территории Троицкого монастыря начались реставрационные работы.

Собрание Господа Введенская и Сретенская церкви Троицкого монастыря в Астрахани

В честь Собора Господня был освящен придел храма святителя Николая Усохского в Пскове. Впервые церковь была построена в 1371 году, в 1536 году после пожара ее перестроили. Большой каменный храм из трех апсид с одним куполом и северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, быть может, стояла теплая часовня во имя Иоанна Богослова; оба зала имели портики. Вестибюли, главный, западный и боковые, северный и южный, соединялись галереей. Однако перестройки XVII-XIX веков значительно исказили внешний вид храма.

Собрание Господа Храм Святителя Николая Усохского в Пскове

В честь Собора Господня был освящен придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 гг., является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Воздвигнут деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста на месте, выбранном им для строительства монастыря, еще преподобным Димитрием Прилуцким. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е монастырь был пересыльной тюрьмой для раскулаченных,что их переправили в лагеря к северу от ГУЛАГа; в 1950-х и 1970-х годах территорию бывшего монастыря занимали военные склады.

Собрание Господа Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

В честь Сретения Господня в городе Сольвычегодске Архангельской области освящен придел Благовещенского собора. На здании укреплена надпись: «. построено усердием и зависимостью именитых лиц Строгановых в 1560 году». Эта дата является началом строительства собора. Он был завершен двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой храм с двумя колоннами и пятью куполами на высоком цоколе. Основание собора окружено галереей, которая изначально была открытой. Особое очарование фасадам собора придает широкая лента – фриз из кирпичей, образно размещенный вверху стены под комарами. Однако сегодня собор сильно отличается от оригинала.Части здания были значительно перестроены.

Собрание Господа Благовещенский собор в Сольвычегодске

В настоящее время освящен только один старообрядческий храм во имя Сретения Господня – это храм Древнерусской Православной Церкви в Республике Бурятия. Поздравляю с патронатом!

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector