Избранные изречения старца Амвросия. 1-я часть

Мир вам, уважаемые посетители православного сайта «Семья и Вера»! Предлагаем вашему вниманию учение преподобного Амвросия Оптинского о болезнях, о вере,

Избранные изречения старца Амвросия. 1-я часть

Предлагаем вашему вниманию поучение святителя Амвросия Оптинского о болезнях, вере, гордыне, грехе, искушениях, заповедях, о том, как должно и не должно жить православному христианину, составленное схиархимандритом Иоанном (Масловым):

Поклонение

Идите к началу службы — трезвее будете.

Пока вы читаете Апостола, вы можете посидеть дома, если кто-то еще читает. И вы можете сидеть в церкви, когда не можете стоять.

Когда вы идете в церковь и возвращаетесь из церкви, вы должны читать: «Есть стоит». А когда придете в церковь, трижды поклонитесь: «Боже, помилуй меня» и так далее.

Вам обязательно нужно пойти на службу в церковь, иначе вы заболеете. Господь карает это болезнью. И будешь ходить, будь здоров и трезвее. Отец Макарио заболел, и все пошли в церковь. Сядет, потом войдет в архиерейскую келью; ему там не найдется места, он пойдет в келью отца Флавио, там и останется; но когда видит, что уже не может быть в церкви, крестится и уходит. А то все себе не верят.

Когда нет возможности пойти в церковь, следует читать дома: вместо заутрени — утренние молитвы, 12 избранных псалмов и первый час; а вместо массы — третий и шестой часы с изобразительным.

Вы не должны говорить в церкви. Это плохая привычка. За это высылают штрафы.

Грех проводить время в праздности. А церковную службу и правило на работу грех пропустить. И тогда бы Господь не наказал вас за это.

Болезни

Монахине, заботившейся об исцелении больной сестры, причиной болезни которой была порочная жизнь, старуха указала: «Посмотрите на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предавать таковых сатане во измождение плоти, дабы дух его был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа? Вот пример истинной человечности. А вы заботитесь о том, чтобы избавить человека от истощения плоти, дать ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, мнимым благом души».

Старец Амвросий, говоря словами преподобного Исаака Сирина, «о том, что невозможно не болеть телом в болезни, всякий раз, когда избирают путь добродетели», добавлял: «И тем более невозможно нам не быть больным, слабо идя по этому пути».

Вера

вооружитесь верой, которой сокрушаются козни супостата.

Внимание к себе

На вопрос, как слушать себя, с чего начать, последовал следующий ответ: «Сначала ты должен написать: как ты ходишь в церковь, как стоишь, как видишь себя, как надуваешься, как вы злитесь и т д.».

Женщина попросила Амвросия помолиться за нее, чтобы она могла успокоить других, и он ответил: «Сначала успокойся, потом других успокоишь».

О книге прп. Отец Варсонофия Великого и Иоанна Пророка писали: «Кто хочет слушать себя, тот должен внимательно читать эту книгу, больше сидеть дома, меньше смотреть по сторонам, не ходить по кельям и не водить гостей в свой дом. ; других не осуждай, но воздыхай о грехах своих пред Господом Богом, чтобы получить милость Божию».

У кого больное сердце, не стоит отчаиваться, ведь с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Просто нужно внимательно следить за собой и не упускать возможности быть полезным ближнему, чаще открываться старцу и делать всевозможную милостыню. Это, конечно, не может быть сделано внезапно, но Господь остается надолго. Так что он заканчивает жизнь человека только тогда, когда видит его готовым к переходу в вечность, или когда не видит надежды на исправление.

Поучая, что в духовной жизни нельзя пренебрегать даже маловажными обстоятельствами, старец иногда говорил: «Москва горела грошовой свечой».

По поводу осуждения и наблюдения за грехами и недостатками других людей священник сказал: «Ты должен обратить внимание на свою внутреннюю жизнь, чтобы не замечать того, что происходит вокруг тебя. Тогда не осудишь».

Мы оба как брат и сестра, которые поощряют друг друга совершенствоваться. Брат был игроком, а сестра беспечной, и убеждения обоих были несильны.

Гордость

Указав, что человеку нечем гордиться, старик добавил: «А чем, собственно, тут может гордиться человек? — Рвется, щипается, умоляет: помилуй, помилуй! А если будет помилование, кто еще знает».

Когда нападает гордыня, скажи себе: чудак гуляет.

Сам Бог исцеляет гордых. Это значит, что внутренние боли (которыми лечится гордыня) посылаются Богом; а гордые не пострадают за людей. Но смиренный вынесет все от людей и все скажут: он этого достоин.

Когда вы чувствуете, что преисполнены гордыни, знайте, что вас надмевает похвала других.

Человек подобен траве. Гордый увянет, как трава, и боящийся Бога помилован от Господа.

Гордость и непослушание порождают ложь, начало всех зол и бедствий.

Гордость не помогла живущим на небе, но лишила их благодати Божией и низложила их; поэтому нам, желающим страдать, нужно много себя унижать.

Монахиня написала старушке, что ее очень беспокоит гордость и высокомерие. Отец Амбросио ответил: «Остерегайтесь этих злых страстей. На примере С царя-пророка Давида видно, что гордость и высокомерие вреднее прелюбодеяния и убийства. Последнее привело пророка к смирению и покаянию, первое привело его к падению».

Грех

Спросили священника: «Такая-то долго не умирает, ей всегда воображают кошек и тому подобное. Почему так?» Ответ: «Каждый, даже малый грех, надо записать, как помнишь, а потом покаяться. От этого некоторые не умирают надолго, что отсрочивает какой-то нераскаянный грех, но как только это они каются, они облегчаются.У нас (в Оптиной) в загоне была чахоточная скотница, которая забыла три греха, и ей показалось, что кошки ее поцарапали, потом девушку задавили, а так как она раскаялась, то она умер.

Преподобный Амвросий ОптинскийДаже в скиту был больной монах в рясе; ему казалось, что кто-то лежит позади него, и он не мог вспомнить греха. Через неделю он вспомнил о грехе и, раскаявшись, умер. Грехи, конечно, нужно записывать, как помнишь, а то откладываем: иногда грех мал, иногда стыдно сказать, а то потом скажу, а придем к покаянию и не за что сказать».

Три кольца цепляются друг за друга: ненависть за гнев, гнев за гордость.

Грехи — это орехи, и ты их расколешь, и иногда это трудно.

«Почему люди грешат?» — задал вопрос старик и сам на него ответил: то ли потому, что не знали, что делать и чего избегать; а если и знают, то забывают; если не забывают, то ленивы, унылы… Это три великана — уныние или леность, забвение и невежество, — которых неразрывными узами объединен весь род человеческий. А затем следует нерадение со всеми сонмами злых страстей. Посему молим Царицу Небесную: «Пресвятая Владычица Моя, Богородица, святыми и вседержительными молениями Твоими отведи от меня, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, безумие, беспечность и всякую скверну лукавых помыслов и богохульники».

О том, как трудно искоренить в человеке греховные привычки и как сильно действует на него чужой пример, старец сказал: иди, и она пойдет в очередь. Таков уж человек».

Мужество

Смелее и смелее со смеху — страха Божия, стало быть, нет.

Если вы прерываете разговор, то речь идет о наглости.

Достоинства

Четыре добродетели: мужество, разум, целомудрие и правда. Целомудрие состоит в наблюдении за собой во всех действиях: в словах, в делах, в мыслях, это значит сохранять в неприкосновенности все добродетели. А бесы чисты, но гордыня у них есть.

Что это значит: «Твой жезл и твоя булава, которые утешают меня»? Ответ: «Розга — это крест, боль, а дубина — Иисусова молитва. Жезл — активная часть добродетели, а булава — мысленная молитва».

Три апостола: Петр, Иоанн и Иаков, по словам священника, олицетворяют веру, надежду и любовь. Иоанн олицетворяет любовь: он был ближе к Спасителю и на Тайной вечере возлежал на груди Спасителя. Петр хоть и был при дверях со служанками, но потом ему была передана Церковь и ему дано право пасти стадо Христово. Он представляет веру. О Иакове сказано очень мало. Ее даже нигде не видно, но он, вместе с двумя другими апостолами, имел честь видеть славу Божию: она представляет собой надежду, так как надежда не видна: она всегда скрыта от других незримо в человеке и поддерживает его силы, и надежда не смущает.

Батюшка учил принимать неблагодарность людей: «Если делаешь добро, то делай только для Бога. Почему люди не должны обращать внимание на человеческую неблагодарность? Ожидайте награды не здесь, а от Господа на небесах; но если здесь ждешь, напрасно терпишь тяготы».

Долги

Долги хуже грехов: человек покается в грехах, и Бог простит, и за долги будут мучиться не только в настоящей, но и в будущей жизни, от которой их избавит Господь.

Жертва богу

Монахиня рассказала, что видела во сне икону Божией Матери и что Божия Матерь сказала ей: «Принеси жертву». Отец спрашивает монахиню: «Ты что, принесла жертву?» А она ответила: «Что я принесу, у меня ничего нет?» На это священник сказал: «Жертва хвалы прославит меня».

Вечная жизнь

«Отец, — спросил кто-то, — неужели тот не может чувствовать полного счастья в загробной жизни, чьи близкие родственники будут мучиться в аду?» Старик ответил: «Нет, это чувство уйдет; то вы забудете всех. Это все равно, что сдавать экзамен. Когда ты идешь на экзамен, тебя все еще пугают и разнородные мысли толпятся; а он пришел, взял билет и все забыл».

Когда сердце прильнет к земному, тогда надо помнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное.

Духовная жизнь

Каждое дело и действие совершается не вдруг, а понемногу, со старением и вниманием, а иногда и принуждением, и с ошибками и проблемами, которые со временем пройдут, а действие останется и развлечет человека.

Старик писал духовной дочери, сравнивая свою жизнь с довольно глубоким рвом, который во время дождя насыпается так, что нет движения; в других случаях он высыхает так, что через него не проходит вода. Святые отцы хвалятся жизнью, которая течет, как ручей, постоянно текущий и никогда не иссякающий. Этот ручей удобен: во-первых, для перехода, а во-вторых, он приятен и полезен всем проходящим мимо, потому что вода его пригодна для питья, потому что течет он спокойно и поэтому никогда не бывает мутным.

Не уподобляйтесь надоедливой мухе, которая иногда бесполезно порхает, а иногда кусает и досаждает вам обоим; но я знаю, как мудрая пчела, которая усердно начала свою работу весной и закончила соты осенью, которые хороши ровно настолько, насколько хорошо написаны заметки. Один сладкий, а другой приятный.

Когда старцу написали, что он суров в мире, он ответил: «Потому-то (земля) и называется долиною слез; но одни люди плачут, а другие прыгают. Но последний не будет хорошим».

«Чтобы поправить, или поправить человека, не надо вдруг хлестать, а надо баржу тянуть, как кинуть, кинуть, кинуть, кинуть, кинуть. — Не вдруг, а понемногу, — сказал священник. «Вы знаете проблему в корабле: это шест, к которому привязаны все канаты корабля, если его тянуть, медленно, и все вытянется, а если взять сразу, все испортится». Испуг».

Женщина спросила священника, где ей жить: в миру или в монастыре? Священник ответил так: «Можно жить в мире, но не в юре, а жить в мире».

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector