Вербное воскресенье

Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим (Святая неделя, Вербное воскресенье) — двенадцатый праздник, который приходится на шестое воскресенье Великого поста и устанавливается в память торжественного Входа Господня в Иерусалим. Этот праздник подвижен, то есть его дата меняется каждый год и зависит от Страстной недели. Страстная неделя начинается в Вербное воскресенье, последнюю и самую важную часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2022 году: 17 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря в Вифании. Мы находим трогательный рассказ об этом событии в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария были немедленно отправлены сообщить об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, а всего через четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы!» — сказала Марта. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел в пещеру, где был погребен. Когда камень был снят, Господь помолился, а затем возопил громким голосом: «Лазарь, выходи!» И вышел Лазарь, обвитый бинтами, из гроба, в котором находился четыре дня.

Вербное воскресенье

Господь воскресил мертвых раньше, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствующих, так как от него уже исходил запах гнили от покойника, его хоронили и покоили в гробу несколько дней. Многие из видевших и слышавших об этом событии уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встретили как победителя. Книжники и первосвященники, ища малейшего повода убить Иисуса Христа, хотели убить и воскресшего. Лазар скрылся и позже стал первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, Его торжественное собрание описывается всеми четырьмя евангелистами. Ученики, по повелению Господа, привели ему осла и осла, на которых одели свои одежды, и он сел на них. Многие люди, слышавшие о великом чуде, встречали Спасителя: расстилали по дороге свои одежды, другие клали срезанные ветки. Люди, которые сопровождали и были восклицали вслух:

Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Осел и осел, еще не идущий под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, также уверовавших во Христа. Евангелисты указывают, что Иисус Христос, как Сын Давидов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как это сделал Давид после победы над Голиафом.

Народ принял Христа как победителя и победителя, но Господь шел в Иерусалим не за земной властью, не для того, чтобы избавить евреев от власти римских захватчиков. Он пошел на страдания и смерть на кресте. Страстная неделя начинается в Вербное воскресенье. Пройдет всего несколько дней, и снова соберется много людей. Но на этот раз толпа будет кричать: «Распни его, распни его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Еще в III веке о ней упоминает в своем учении святой Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят, что праздник отмечается торжественно, многие верующие идут в этот день торжественным шествием с ветвями в руках. Поэтому праздник получил еще одно название — Неделя вай или цветов. В России пушистые сережки расцветают как раз в это время. Отсюда и народное название праздника – Вербное воскресенье. В этот день разрешена еда с рыбой. Накануне Лазаревой субботы принято есть икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В песнопениях к празднику прежде всего указывается смирение Спасителя, скромно идущего на немом осленке, а встречать грядущего верующие призываются ликующей песнью: «Блажен, кто грядет во имя Господне, осанна в вышних». Православные богослужебные тексты не только описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их смысл, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. Первая притча (Быт. XLIX, 1-2, 8-12).) содержит пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что цари будут происходить от его рода до тех пор, пока не явится Примиритель (то есть Господь Иисус Христос); во второй притче (Софония III, 14-19) пророчествует торжество Сиона и ликование Израиля:

Твой царь идет к тебе, праведный и спаситель; Он кроток и сидит на осле и осленке.

Канон описывает радость истинного Израиля, удостоившегося быть свидетелем Царственного Входа Господня в Иерусалим, и злобу книжников, фарисеев и иудейских первосвященников, с которыми они наблюдали торжество Сына Давидова. Все живые существа призваны прославлять Господа, идущего на свободные и спасительные страдания.

Послеобеденное богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от других: после Евангелия священник читает молитву над ивой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною оливковую ветвь, и дети, приветствовавшие Христа с ветки со словами: «Осанна в вышних! Блаженны грядущие во имя Господне». Поклонившись Евангелию, верующие получают от священника несколько веток освященной вербы и во время остальной службы держат их в руках вместе с зажженными свечами. Возвращаясь домой, верующие кладут рядом с иконами вербу. Прошлогодние «ветки» обычно не выбрасывают, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Флп. IV, 4,-9) верующие призываются к кротости, миру, молитвенному духу и верности учению Христову. Евангелие повествует о входе Господа в Иерусалим (Ин. XII, 1-18) и о вечере в Вифании.

Тропарь праздника разъясняет нам духовный смысл торжественного входа Господня в Иерусалим:

всеобщее воскресение перед твоими страстями ўверсз, и 3з8 мертвец в моторе є3си2 лазарз хртэ б9е то же и 3 мы 2 ћкв строцы, победоносные џбрыз еще, для тебя победитель предсмертных криков 1м, нсанна в 8 внешнее счастье из могилы во 2 и 3мз города.

Русский текст:

Всеобщее Воскресение пред страданиями Твоими утвердив, Лазаря из мертвых воскресил Ты, Христе Боже. Посему мы, как дети, облаченные в символы победы, говорим Тебе, Победитель смерти: Осанна в вышних! Благословен ходящий во имя Господне!

Отпускной кондак. Церковнославянский текст:

В прт0ле в нб7си, в жребии в земле 2 употреб хрте б9е, тѓнГл хвалите, а 3 т детє1й крестя приветствуйте, зовя его, благословите, благословите є3си2 грядущую и ґдаму на ходу.

Русский текст:

Христе Боже, возносимый на престоле, и по земле на осле, Ты воспринял песнь детей и хвалу Ангелов, вопиющих: «Благословен Господь, грядущий призвать (из ада) Адама.

«Шествие на осляти»

В XVI-XVII веках на Руси в Москве, Великом Новгороде и других крупных городах существовал обычай совершать в день праздника крестный ход особым образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся от Успенского собора Кремля к собору Покрова во Рву (Храм Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя Входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел царь. Чаще всего символическим был «осел» — лошадь в светлой масти.

Вербное воскресенье

На Руси этот обычай не возник самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осле» было известно уже в IX-X веках. Древнейшее русское свидетельство такого обычая встречается в счетных книгах Софийского собора в Великом Новгороде от 1548 года. Новгородский воевода вел осла, на котором сидел архиепископ. Процессия прошла от Софийского собора до Входоиерусалимской церкви и обратно. Известно, что подобный обряд проводился и в XVII веке в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце 17 века обычай был отменен.

Вербное воскресенье

Вербное воскресение в народных традициях

Некоторые популярные ритуалы и обычаи должны были совпасть с Вербным воскресеньем. Крестьяне во время заутрени молились освященной вербой и, приходя домой, глотали вербовые почки, чтобы уберечься от болезней и отвести всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и раздавали их за здравие всем домочадцам, не исключая животных. Освященная верба охранялась до первого выпаса скота (23 апреля), и все благочестивые хозяйки в обязательном порядке выгоняли скот со двора вербой, а потом и саму вербу «бросали в воду» или ловили под домом крыша. Это делалось с той целью, чтобы скот не только оставался целым, но и регулярно возвращался домой, а не бродил по лесу несколько дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Их обычаи, обряды, легенды, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Неделя пальм, или неделя Вая, у нас оживляется чистым празднованием начала весны; ива или верба, еще не давшая листьев, цветет и тем самым как бы заявляет, что наша северная природа скоро вознаградит нас и все живое на земле новыми благами. Сам праздник Воскресения Лазаря служит символом обновления, возрождения могущественной природы. В Вербную неделю в столицах были устроены детские базары, где продаются в основном детские игрушки, вербы, цветы и сладости, как бы в ознаменование того, что маленькие дети обрели весну своей жизни и должны радоваться этой жизни, и глядя на игрушку, изучают ее сущность, ее будущее, так как каждая игрушка – это наглядная грамота.

Борис Кустодиев. Пальмовый рынок у Спасских ворот. 1917 г

В Вербное воскресенье, возвращаясь из церкви с освященными ивовыми веточками, деревенские женщины хлещут ими своих детей, приговаривая: «Веточка, бейте до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашков на Вербное воскресенье, а придя из церкви, скармливают этих барашков скоту и сажают ивы в селе у святых икон и ухаживают за ним круглый год до Юрьева дня. Эта практика продолжается во многих провинциях. Известно, что в нашей стране первые весенние выпасы скота начинаются со дня Святого Георгия. В этот день крестьяне берут однолетнюю иву, вымачивают ее святой водой, окропляют ею скот во дворе, а затем этой вербой хлещут скот со словами: «Господи, благослови и награди здоровьем». ! А иногда просто: «Благословен Ты, Господи,и будь здоров».. и с вербой в руке несут ее на пастбище. Освященная верба пользуется большим уважением и благочестивые русские обыкновенно держат ее за изображениями целый год. В некоторых губерниях верба, освященный в Вербное воскресенье, он используется как сострадательное средство и кладется в помои больных коров или телят».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения Спасителя верхом на осле известны уже в раннехристианском искусстве.

Вербное воскресенье

Почти все изображения Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, но существенно различаются в деталях. Христос, благословляя правой рукой, восседает на осле в сопровождении двух беседующих друг с другом апостолов. Один из них определяется устойчивым иконографическим типом, как Петр, тогда как второй апостол, совсем молодой, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображены дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии фестиваля является образ Елеонской горы.

Вербное воскресенье

Существенное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спасителя чаще представляют в сложном ракурсе: он обращается к апостолам. Вдумчивая поза Христа присутствует на иконах праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, новгородских дощечках и многих других.

Вербное воскресеньеВербное воскресенье

На псковских изображениях XVI века Спаситель изображен сидящим, выставив ноги вперед и повернув левое плечо к зрителю, так что входит в Иерусалим почти спиной вперед.

Вербное воскресенье

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих древних городах в XIV-XV веках строились храмы в честь Входа Господня в Иерусалим. До нашего времени они сохранились в основном в реконструированном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году епископом Василием, был разобран «по ветхости» в 1759 году. Тогда же началось строительство нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем находится конференц-зал.

Вербное воскресенье

Часто храм не был самостоятельным, а считался залом главного собора города, даже если он был отдельным. Возможно, это связано с обрядом «ослиного шествия»? С появлением и распространением этого обычая на Руси совпадает строительство церквей в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах

Протоиерей Аввакум был настоятелем Юрьевецкого Поволжского собора (ныне Ивановская область). Правда, прослужил он там недолго — всего восемь недель. Новый протоиерей был так строг с паствой, стараясь исправить людей, привыкших к беспутной жизни, что его чуть не забили до смерти! Губернатор выставил охрану вокруг дома и не дал завершить расправу. Восстание не утихало, и протоиерей Аввакум был вынужден бежать в Кострому, а затем в Москву, где позднее служил в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был перестроен в 18 веке и сохранился до наших дней.

Вербное воскресенье

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Успенского собора в городе Белозерске Вологодской области. Церковь построена в 1553 году. Архитекторы-строители собора Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисовичи Ростовки. Образцом для строительства Успенской церкви был выбран Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Существует легенда, что в 1613 году Успенская церковь была разрушена и осквернена поляками, которые держали в ней лошадей и разжигали костер.

Вербное воскресенье

В честь Входа Господня в Иерусалим был освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном фундаменте. В конце 14 века на его месте возвели небольшую белокаменную церковь с подклетом. В 1484 году старый был разобран и перестроен. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Построившие его псковские зодчие сумели придать храму внушительный вид, прекрасно сочетающийся с изысканным убранством. В 1563-1564 годах по приказу Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.

Вербное воскресенье

Строительство храма началось в 1555 г. Его основная часть была возведена осенью 1559 г. Через полтора года, 29 июня 1561 г., был освящен весь собор, а в 1588 г была пристроена десятая церковь Василия Блаженного к этому. В конце 16 века вместо первоначального покрытия, которое сгорело во время очередного пожара, появились фигурные купола собора. В дальнейшем собор несколько раз перестраивался. Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор был смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему от Успенского собора Кремля направлялся торжественный церковный крестный ход во главе с Царем и Патриархом, называемый «ослиным крестным ходом». Четыре с половиной века, За четыре с половиной века Покровский собор был свидетелем всех важных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные шествия и торжественные крестные ходы, оглашались государственные указы и составлялись челобитные, жизнь города кипела вокруг него из Кремлевского Успенского собора направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и патриархом, именуемая «ослиным шествием». За четыре с половиной века Покровский собор был свидетелем всех важных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные шествия и торжественные крестные ходы, оглашались государственные указы и составлялись челобитные, жизнь города кипела качаться вокруг него.

Вербное воскресенье

Освященных в честь этого праздника старообрядческих храмов нет.

Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21:1-11, Евангелие дня).

1-5. И когда приблизились они к Иерусалиму и пришли в Виффагию, к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас же найдешь привязанного осла и с нею осла; развяжи, принеси мне; а если кто что скажет тебе, отвечай, что они нужны Господу; и немедленно отправить их. Однако это случилось, да сбудется сказанное через пророка, который говорит: «Скажи дщери Сиона: вот, Царь твой идет к тебе кроткий, верхом на осле и молодом осле, сыне иго».

Ехал Господь на осле не для какой другой нужды, а только для того, чтобы исполнить пророчество и вместе показать нам, как скромно мы должны ездить, потому что Он ехал не на коне, а скромно на осле. Пророчество (ср. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет его и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом смысле тем, что он как бы сел на осла, в аллегорическом смысле, он сел на осленка, то есть на новый народ, необузданный и мятежный, язычников. Ослица и ослица были связаны узами своих грехов. Для ее решения были посланы двое: Павел к язычникам и Петр к обрезанным, то есть иудеям. До сих пор от грехов нас освобождали двое: Апостол и Евангелие. Христос ходит кротко.

6-7. Ученики пошли и сделали так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого молодого человека и возложили на них свои одежды, и Он сел на них.

Лукас и Маркос говорят только об осле, а Матео говорит об осле и жеребенке. Между ними нет противоречия, потому что, когда жеребенка увели, его мать последовала за ним. Иисус сидел на них, то есть не на двух животных, а на одеждах. Или: сначала он ехал на осле, а потом на осле, так как сначала поселился в синагоге иудеев, а потом избрал верных из язычников.

8-9. Толпа расстилала одежду по дороге; в то время как другие срезают ветки с деревьев и расстилают их вдоль тропы. Люди, которые шли впереди и сопровождали, восклицали: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Что же касается прямого исторического значения, то демонстрация одежды выражает великую честь, а ношение отрубленных ветвей — проявление триумфа. В таинственном смысле поймите это: воссел Господь, когда апостолы прислали Ему свои одежды, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, то и Господь не сядет на нее. Предшествующие — это пророки, жившие до воплощения Христа, а сопровождающие — мученики и учителя, жившие после воплощения. Они надевают свои одежды на Христа, то есть подчиняют плоть духу, так как тело есть одежда, покров души. Они простирают свои тела на дороге, то есть во Христе. Я есмь путь, истина и жизнь, говорит он (Иоанна 14:6). Кто плоти своей не полагает, то есть не унижает ее, остающийся на пути, во Христе, но уклоняющийся в ересь, Господь не сядет на него. Осанна, по мнению некоторых.

10-11. И когда он вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение и сказал: кто это? Люди сказали: Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

Простые и простые люди не завидовали Христу, но в то же время не имели о Нем должного представления, поэтому люди в данном случае называют его пророком. Народ не сказал: это пророк, но: пророк, то есть именно тот, кого ожидали, о ком Моисей сказал: пророка, подобного мне, воздвигнет Господь Бог (Втор 18:15).

Впервые в жизни узнаю, что Сам Господь Спаситель Иисус Христос сидит на осле, будучи (лицом или спиной?) к еврейской синагоге. Что такое — ОБЗОР неверных «чей отец дьявол»? На осле (на осле) — раскрывается, как и в его новозаветной церкви — спиной к вероломному народу (догадываюсь, не задумываясь), почему. И все же, почему — спиной к распинающему его городу — Иерусалиму, а не потому, — ЧТО ГОРОД ЗЕМНОЙ БУДЕТ РАЗРУШЕН? А смирение Нового Борца, как части Святой Вселенской и Торжествующей Церкви — он продемонстрирует его на послушном Ему, как на смиренном осле — вот в чем вопрос. Но вот что важно для сегодняшнего технотронного мира: антихрист ВХОДИТ в мир.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector