Рождество ХристовоРусская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

По-церковнославянски правильно: Рожество Христово

Рождество

Рождество Христово – один из главных двенадцатидневных праздников православных мастеров, он считается вторым по значимости после Пасхи. Этот праздник установлен в память Рождества Иисуса Христа Пресвятой Богородицы в Вифлееме Иудейском и всегда отмечается в один и тот же день, 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинается рождественское время, время от Рождества до Богоявления.

О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество» различаются в древнерусской и современной традициях. В древней богослужебной традиции до раскола и у старообрядцев сегодня принято название «Рождественский» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря звучит так:

Рождество твое xrte b9e наше

В то же время в современном русском языке и в постраскольнической (никонианской) церкви добавился звук д, и имя «Рождество» стало общеупотребительным. Вот комментарии старообрядческих священников по этому поводу:

Священник Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в Ростове-на-Дону, поясняет:

Рождество – церковнославянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев существует известная тенденция к сохранению такой стенограммы. Хотя это необязательно. Слитные, чередующиеся, двойные согласные в корне слова — влияние западнославянской традиции.

Священник Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в Калуге, комментирует:

Слово «Рождество» пишется под титулом, как и другие священные слова (Боже, Господь, Богородица и др.). На богослужении произносим так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время мы произносим «е» во многих других падежах: «Сегодня Дева рождает Существенное…», «Родится я от Иисуса в Вифлееме для иудеев…», «Я рожден от Девы …», и т.д.

Интересно, что буква «д» в церковнославянском языке иногда произносится тогда, когда ее нет в современном русском языке. В Благовещенском каноне читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Как Сына родить?» Кроме «Рождества» можно привести примеры и других слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, проклятие). В богослужебных книгах можно встретить его написание по-разному: как с буквой «д», так и без нее. Читаем так, как написано в книге. Так что можно смело поздравлять людей с Рождеством и говорить «Рождество» в молитве по старинной русской традиции. Новообрядцы полностью отказались от этой архаичной фонетической формы)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке названия «Рождество», потому что в противном случае, к сожалению, наша статья просто исчезнет из поисковых систем, и читатели не смогут найти ее в соответствующем запрос.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос родился — хвала! Евангелисты Лука и Матфей подробно рассказывают о рождении Иисуса Христа. Все праведники Ветхого Завета жили верой и надеждой на то, что придет Мессия, исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего человека от греха. Все книги Ветхого Завета содержат пророчества о Христе. И вот настало время, когда все исполнилось. В то время Иудея находилась под властью Рима. Император Август (Октавиан) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись населения. По обычаю иудеев, существовавшему у римских властей, каждый должен был прописаться в том городе, откуда происходил его род.Иосиф-Жених и Пресвятая Богородица были потомками царя Давида, и потому они отправились в Вифлеем, город Давидов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосифа Обетованного и Пресвятой Богородицы.

Рождество

Пришло время рождения Христа. Спаситель мира, Царь царей, которого мир ждал тысячи лет, родился в жалкой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился поздно ночью. Пресвятая Богородица завернула его и положила в ясли, корыта для скота. Многовековое пророчество о пришествии Спасителя исполнилось, но мир спал. Только пастухи, охранявшие стада, узнали о чудесной вести: им явился ангел со словами радости о рождении Христа. Тогда пастухи услышали пение ангелов:

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Рождество

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы, маги. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор взял евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иакова и восходит скипетр от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычайно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество сбылось, и отправились на поклон к Рожденному. Придя в Иерусалим, они спросили:

Где родился царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Матфея 2:1).

Рождество

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, то есть был иностранцем. Ирод получил корону от римлян. Крайне недоверчивый и недоверчивый, не любимый народом, он очень боялся потерять власть. Он даже убил собственных детей и жену, заподозрив их в заговоре. Услышав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод тут же призвал их и стал спрашивать, о каком Царе идет речь? Где Он?» Но сами мудрецы не знали, куда идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод созвал книжников, людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должно родиться Христу. Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

А ты, Вифлеем-Ефрат, мал ли ты среди тысячи Иуды? От тебя придет ко Мне тот, кто будет Господом в Израиле, и чье происхождение от начала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, спросив их о времени появления звезды. На обратном пути он попросил волхвов вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы он сам мог пойти поклониться ему. На самом деле Ирод хотел избавиться от претендента на его престол. Волхвы прибыли в Вифлеем, нашли дом, где в то время находилось святое семейство. Они поклонились Господу и дали свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные дары, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, благовония, употребляемые для поклонения, — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена умащали елеем, смешанным с благовонной миррой.

Волхвы не вернулись в Иерусалим: им явился ангел и рассказал о злом замысле Ирода. Другим путем вернулись мудрецы в свою страну. Предание гласит, что волхвов звали Мельчор, Гаспар и Белсасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение у апостола Фомы. Ирод, не дожидаясь волхвов, приказал убить всех детей до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Ракель плачет о своих детях и не хочет утешаться, потому что их нет (Иеремия 31:15).

Рождество

Иосиф Обещанный был заранее предупрежден ангелом о готовящемся убийстве младенцев и унес Богородицу с Младенцем в Египет. Ирод вскоре умер, и святое семейство возвратилось в Назарет, где прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день рождения Христа неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Богоявление праздновались одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельное празднование Рождества Христова впервые было установлено в Римской Церкви в начале четвертого века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцестояния. Языческий праздник противопоставлялся Рождеству Христову, Солнцу Истины.

В Восточной Церкви обычай праздновать Рождество Христово отдельно 25 декабря установился несколько позже, ближе к концу четвертого века. По мнению церковных историков, отдельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе восходит к 377 году и связано с императором Аркадием. Но и в V-VI веках в некоторых восточных Церквях Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Мало-помалу повсюду распространился отдельный праздник Рождества, но до сих пор культ Рождества Христова и Крещения Господня совершаются по одному образцу. Обоим торжествам предшествует Сочельник, день строгого поста, когда Уставом положено отмечать Царские Часы.

Бог с нами, поймите народы и покайтесь, как Бог с нами! Как младенец, Сын рождается у нас, и будет дан нам, как и Бог с нами!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным праздником, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь готовит верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Сочельник или канун Рождества Христова православные проводят в особо строгом посте. По уставу церкви, в этот день полагается есть сочиво, бланшированную медом пшеницу, поэтому этот день называется кочевником или Сочельником. Накануне Рождества Христова «Царские часы» проводятся отдельно от литургии. Настоящие часы отличаются от обычных тем, что читаются особые пословицы, соответствующие празднику, Апостолу и Евангелию, поются особые стихиры. Во второй половине дня Литургия святителя Василия Великого с вечерней. На этих вечернях поется стихира на «Господи, я призвал Тебя», в которой, с одной стороны.

Восемь притч говорят: в 1-й (Быт. I, 1-13) о сотворении человека Богом; во 2-й притче (Числ. XXIV, 2-9, 17-18) содержится пророчество о звезде Иакова и рождении Человека, которому покорятся все народы; в 3-й притче (пророчество Михея IV, 6-7, 2-4) — о рождении Иисуса Христа в городе Вифлееме; в 4-м (Пророк Исаия IX, 1-10) — о жезле, т.е правителе корня Иессеева (то есть об Иисусе Христе); в 5-й притче (пророк Варух III, 36-38; IV, 1-4) — о явлении на земле Раба Божия, о жизни Его на земле; в притче 6 (пророк Даниил II, 31-36, 44-45) — о восстановлении Богом Царства Небесного; в 7 (Ис. IX, 6-7) — о рождении Младенца, Которому наречется имя Бога сильного и Князя мира;в 8 — на рождение Богородицы Эммануила.

В самый праздник Рождества Христова торжественный вечер начинается великой вечерней (вместо вечерней) пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», в которых содержится пророчество об Иисусе Христе, и включением литий. После этого всенощная служба идет своим чередом. В литиях и стихах выражены мысли о торжестве неба и земли, ангелов и людей, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном потрясении грешного человечества через рожденного Христа. Апостол (Гал. IV, 4-7) учит, что через воплощение Иисуса Христа мы стали детьми Отца Небесного. Евангелие (Мф. II, 1-12) повествует о культе волхвов рожденному Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничного богослужения, были сочинены в разное время. Так, тропарь и кондак были составлены Романом Песнописцем в VI веке. Канон и стихиры написал монах Иоанн Дамаскин (8 век), второй канон написал монах Козимо де Майум (8 век). Стихиры праздничные писали Анатолий, Патриарх Константинопольский (5 век), Софроний и Андрей Иерусалимские (7 век), Герман, Патриарх Константинопольский (8 век).

А Кассия построила на свои средства монастырь и приняла там постриг. Он сочинил много богослужебных песнопений, в том числе стихиры на праздник Рождества Христова:

в августе единственный полководец земли 2, многоголовый народ престола и 3 ты человек зть чистый з, много богов и 4 внизу с праздниками под 8 лет є3ди1нем цртвом мирским, град бхша и 3 в є3ди1но качество богов, кзчцы вероваша. Подписав людей, по приказу кесаря, написав веру и 4 менее божественных, ты как человек бга наш великий есть твой мрак, бд и слава тебе.

Русский перевод:

Когда Август стал единоличным правителем всей земли, человеческое множественность прекратилась. И когда Ты, Господи, взял плоть человеческую от Пречистой Богородицы, прекратилось языческое многобожие и идолопоклонство. Как все народы находились под властью единого царства, так и все народы верили в единого Бога. Все люди были описаны по приказу кесаря ​​(переписи), а мы, верующие, были записаны во имя Божества, Тебя, Бога нашего воплотившегося. Велика милость Твоя, Господи, слава Тебе!

Отряд на вечеринку. Церковнославянский текст:

Ржcтво2 твоё хрте б9е наше, подними свет мира во 8 еже рабы ѕвездам, ѕвезд0ю пучахушз к тебе клатисз праведное солнце ы3 поведет тебя на восток, б-г и слава тебе.

Русский текст:

Твое Рождество, Христе Боже наш, озарил мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, научились от звезды поклоняться Тебе, Солнце справедливости, и знать Тебя, Восток, свыше; Господи, слава Тебе.

Отпускной кондак. Церковнославянский текст:

Дв7аз сегодня преобладание награды, а 3 ден земли приносят неприкосновенность. ѓнГли с пастырями славы волхвы странствуют со звездами для нас, ради рождения.

Русский текст:

Нынче Дева рождает Того, Кто выше всего сущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы прославляются с пастырями, а волхвы идут за звездой, потому что Младенец, Вечный Бог, родился для нас.

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Сочельник повсеместно отмечался крестьянами в строжайшем посте. Ели только после первой звезды, а сама пища в этот день обеспечивалась особыми символическими обрядами, которые готовились заранее. Обычно перед заходом солнца хозяин со всеми домочадцами вставал на молитву, затем зажигал восковую свечу и приклеивал ее к одному из караванов на столе. Затем приносили со двора вязанку соломы или сена, застилали ею передний угол и прилавок, застилали чистой скатертью или полотенцем, а на подготовленном месте под теми же образами клали сноп немолотой ржи и кутья. Когда все было готово, семья снова встала, чтобы помолиться, а затем началась трапеза.

Рождество

Солома и необмолоченный сноп были непременным атрибутом вечеринки. Они отмечают пробуждение и жизненную силу творческих сил природы, которые пробуждаются сменой солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная на меду, также имеет символическое значение. Он знаменует собой плодородие и употребляется не только в канун Рождества, но и на похоронах и даже при рождении и крещении (в последних двух случаях его подают с маслом).

Рождество

Для употребления в храме староверы кутью (или сочиво) готовят строго с пшеницей и медом, а в домашних условиях разрешается добавлять другие вкусности по вкусу (мак, изюм, орехи и т).

Сама рождественская трапеза проходила в благоговейной тишине и почти в молитвенном настроении, что, впрочем, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая солому из снопа, и заставляя мальчишек чтобы забраться под стол и «прилепить» туда курицу, чтобы они хорошо держались. В конце дня часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы дать им возможность отпраздновать «богатую кутью», и тогда в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что мальчики, девочки и мальчики собираются в группы и, переходя из одного двора в другой, поют песни под окнами, а иногда и в избах, то ли в честь праздника, то ли как поздравления хозяев, или просто для удовольствия и развлечения. За это им дают копейку, хлеб, а иногда угощают водкой. Обычаи рождественских гимнов сильно различались в разных губерниях России.

Рождество

В день Рождества Христова, почитаемый как один из самых больших праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом: отстаивали литургию, разговлялись, и только тогда начинались безудержные гуляния. А городские дети, мальчики и девочки в это время ходят по дворикам и славят Христа. Работорговцы обычно поют тропари и кондаки на праздники и только в конце вставляют так называемые пословицы. Вот один из таких советов в качестве примера:

Пресвятая Богородица
Иисус Христос родил
Она посадила его в ясли.
Звезда ярко сияла
Она указала путь трем королям —
Пришли три короля
Они принесли дары Богу
Они упали на колени
Христа прославляли.

Рождество

Крестьяне приняли Христослава очень ласково и радушно. Самая младшая из них обычно сидела в шубе, ставилась в переднем углу мехом вверх (это делалось для того, чтобы куры спокойно сидели на гнездах и выводили побольше птенцов), а все остальные получали мало деньги, пирожные, мука и рогалики. На заработки мальчики снимали избу для бесед, куда, кроме девиц и юношей, ходили юноши, вдовы, девушки-солдаты и старики из числа непьющих. Среди девушек также были распространены рождественские гадания.

Иконы Рождеству Христову

Первые изображения Рождества Христова были сделаны ранними христианами в римских катакомбах. Постепенно в византийском искусстве сложилась иконография Рождества Христова, которая позже пришла на Русь. Центральным образом иконы Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Божественного Младенца: Иисус Христос лежит в яслях — корыте для скота, в пещере, где, согласно Евангелию, он родился.

РождествоРождествоРождество

Волхвы поклоняются Господу, пришедшему на зов Вифлеемской звезды, чтобы поклониться Мессии и принести ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции написаны изображения ангелов, прославляющих рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображен сюжет омовения Младенца Христа после родов.

РождествоРождествоРождество

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова на Красном Поле в Великом Новгороде освящен храм. Согласно летописям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексии. Раньше это был главный храм одноименного монастыря. Как и его основатель, имя великого князя Дмитрия Донского упоминается на церковных соборах. Особенностью Рождественского монастыря было наличие скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в значительной степени сохранила свой первозданный вид и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Рождество

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в городе Галиче Костромской области относится к 1550 году. Некоторые исследователи датируют постройку концом XIV — началом XV века.

Рождество

Строительство древнейшего архитектурного памятника, собора Рождества Христова (1552-1562 гг.) в городе Каргополе, относится к царствованию Ивана IV. Первоначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «прирос» к земле, так что окна нижнего этажа находятся почти на уровне земли; это нарушало пропорции здания, усиливая впечатление тяжеловесности и массивности. Внутри собор отреставрирован. Шесть могучих колонн поддерживают своды.

Рождество

В честь Рождества Христова в Москве, в Палашах, освящен храм. Храм был заложен в начале 16 века, перестроен в 1573 году. Каменный храм был освящен в феврале 1692 года. В 1935 году храм начали разрушать, а на его месте построили здание школы. В 1980-1990 годах здесь располагалась Фрунзенская районная средняя школа № 122 и Московская детская капелла Всероссийского хорового общества, затем Музей Революции.

Рождество

Во имя Рождества Христова освящен трапезный храм Пафнутьева Боровского монастыря. Церковь построена в 1511 году. Одностолпная трапезная палата, церковь и Келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

Рождество

В селе Юркино Истринского уезда Московской области, в имении боярина Я. Голохвастова, в начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Уникально убранство фасадов церкви Рождества Христова, и особенно керамический фриз, который окружает стены здания под его тремя крыльями. Его детали напоминают убранство итальянских церквей эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

Рождество

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской приказал построить на месте «разговора» (ныне село в Ленинском районе Московской области) деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годунов. Храм аналогичен церкви Вознесения в Коломенском. Его кирпичная крыша магазина, украшенная башнями и бочками, увенчана небольшим куполом и золотым восьмиконечным крестом на полумесяце. Белый камень для строительства доставляли из близлежащей Мячковской каменоломни. Первоначально фундамент храмового здания был окружен открытым каменным проездом с задним входом

Рождество

В городе Верея Московской области в 1552 году был поставлен соборный храм Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в честь верейских ратников под предводительством князя. Старицкий во время штурма города. В 1730 и 1802-1812 годах храм был значительно перестроен, что полностью изменило его облик: были пристроены трапезная и колокольня, обновлен иконостас собора, стены украшены росписью в венецианском стиле. В 1924 году храм был закрыт. В 1999 году церковь была возвращена верующим и отремонтирована.

Рождество

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе Новгородской области. Храм имеет широкий портик. Простота и рациональность ее строения дают основание предположить, что композиция деревянной церкви, вероятно, ее предшественницы 1620 г., повторяется в каменной церкви.

Рождество

В селе Малом Печорского района Псковской области в 1490 году была построена церковь Рождества Христова. По преданию, на этом месте когда-то находился древний одноименный монастырь, где жило много монахов, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Рождество

Церковь Рождества Христова в городе Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назаревых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но она существовала в 1609 году. Каменная церковь построена, как и большинство ярославских посадских церквей XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в церковной летописи на изразцовом фризе под закомарными сводами: «В лето 7152 (1644) сия церковь воздвигнута во имя Рождества Господа Бога и Спаса Иисуса Христа под властью царя и великого князя всея Руси Михаила Федоровича, самодержца и при митрополите Ростовском и Ярославском Варлааме, и сию Анкиндинскую церковь, прозванную Дружиной и Гурей, воздвигли сыны Назарьевы за души свои и за отцы свои».

Рождество

Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь стала приходско-кладбищной, функционировавшей до 1930-х гг., затем здесь располагался склад Росбакалеи. Сейчас храм передан Псковской епархии Русской Православной Церкви.

Рождество

Есть также храмы, освященные в честь Рождества Христова в Украине (Тернополь, церковь 1602 г постройки), Болгарии (село Арбанаси, церковь 1550 г постройки), Грузии (Тбилиси, 1500 г постройки; с. Мацхвариши, 1000 г постройки; Мартвили, построенный в 900 г.) и Израиль (между 327 и 535 гг постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершались особенно торжественно, всенощно, то есть всенощное бдение. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в другие праздники совершают положенную Уставом службу с перерывом: накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию ночного моления и службы Рождества Христова, например, в Екатеринбурге, Коломне, Гомеле, Рязани. Особо торжественно, с молебном после литургии, празднуют Рождество Христово в освященных храмах во имя этого праздника).

Рождество Рождество

Храмы Древнерусской Православной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и с. Сосновка (Украина, Полтавская область).

Рождество

Во имя Рождества Христова освящен молельный зал первой московской общины Поморского уставного согласия. Храм был двухэтажным. На первом этаже располагались гардеробная и зал заседаний Коммунального Совета. Весь второй этаж занимал храмовый зал в виде большого длинного зала без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас имел три яруса. Снаружи храм украшал купол с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Рождество

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector