О постах и трапезах

Русская Православная Церковь установила четыре многодневных поста, три однодневных поста и дополнительно посты по средам и пятницам в течение года.

Мно­го­днев­ные посты

Великий пост длится 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи;

Петров пост может длиться от 1 до 5 недель, в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля, дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

Успенский пост: с 14 по 27 августа (за две недели) до праздника Успения Божией Матери;

Адвентский пост: с 28 ноября по 6 января (40 дней) до Рождества.

В постные дни (постные дни) Церковным Уставом запрещается фаст-фуд, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается есть только продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы) и в определенное время рыбу и растительное масло1.

В строгие постные дни разрешена не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Допускается только сухая еда. Для слабых и больных людей эти требования по благословению духовника могут быть смягчены.

Сегодня в православных домах можно встретить «почтовые лакомства» вроде брюссельской капусты, осьминогов, кальмаров, устриц… Все действительно постное. Однако отцы Церкви сурово осуждали тех, кто ел пищу, пусть скудную, но вкусную во время Великого поста. «Есть хранители Фортекосты, — пишет блаженный Августин, — которые проводят ее более капризно, чем благочестиво. Они ищут новых удовольствий вместо того, чтобы сдерживать старую плоть. С богатым и дорогим выбором различных фруктов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Они боятся посуды, в которой варилось мясо, но не боятся похоти чрева или гортани своей.”

Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Подсчитайте, сколько денег стоит ваш быстрый обед, когда вы едите мясо. Тогда подсчитайте, во сколько вам обойдется обед, если вы будете есть без мяса, а разницу отдайте бедным». То есть, чем изысканнее человек ест и чем больше ворует пост, тем лучше потратить деньги на дела милосердия.

Одно­днев­ные посты

Учреждается Святой Церковью по средам и пятницам в течение всего года.

Время голодания не берется в случайные дни. Пост в среду напоминает нам об измене Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу о его страданиях и распятии. Помня о них, как христианину не ограничиться воздержанием? По словам святителя Афанасия Великого, «кто позволяет себе есть мясо в среду и пятницу, тот и Господа распинает».

Рыба разрешена по средам и пятницам, когда отмечаются праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Божией Матери во храм, Успения Пресвятой Богородицы. Божия, Рождества Иоанна Предтечи, памяти апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также на протяжении всей Пятидесятницы есть период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня приходятся на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. Накануне (накануне, сочельнике) Рождества Христова (обычно в день строгого поста), приходящегося на субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Кроме среды и пятницы, существуют следующие строгие однодневные посты без рыбы, но разрешена пища с растительным маслом:

Богоявленский вечер (Богоявленский сочельник) — 18 января, накануне праздника Богоявления. В этот день верующие готовятся к принятию великой святыни — агиасмы — крещенской святой воды, для очищения и освящения в следующий праздник. По уставу церкви в этот день предписывается есть сочиво или коливо (вареные в меду пшеничные зерна или вареный рис с изюмом). Пищу принимают после литургии, только выпив святой воды.

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября. В этот день устанавливается пост в память великого поста пророка Иоанна Крестителя и его убиения Иродом.

ВОЗНЕСЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ — 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии Голгофы, когда Господь наш Иисус Христос пострадал на Кресте «за наше спасение». Поэтому этот день нужно провести в молитве и посте.

Сплош­ные сед­мицы

В церковнославянском «неделя» — это неделя: дни с понедельника по воскресенье. Твердые недели означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как индульгенция перед многодневным постом или как отдых после него.

Твердые недели следующие:

СТЯТКИ — с 7 по 18 января, то есть от Рождества Христова до Богоявления.

НАБЛЮДАТЕЛЬ И ФАРИСЕЙ — за две недели до Великого поста.

СЫР (Карнавал) — за неделю до Великого поста (допускаются яйца, рыба и молочные продукты, но не мясо).

ПАСХА (Светлая) — неделя после Пасхи.

ТРОИЦКАЯ — через неделю после Троицы (до издания Петра).

Вели­кий пост

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам от Спасителя нашего, который постился сорок дней и сорок ночей, ни ел, ни пил; дар — поистине драгоценный для всех ищущих спасения, так как умерщвляет ель духовных страстей. Своим словом и примером Господь узаконил его перед Своими последователями», — говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост – самый важный и строгий пост. Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Cuarenta dias (сорок дней) и Semana Santa (неделя перед Пасхой).

Сорок дней были установлены в подражание Самому Господу Иисусу Христу, сорок дней постившемуся в пустыне, а Страстная седмица была установлена ​​в память последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общая продолжительность Великого поста вместе со Страстной неделей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых Святая Церковь начинает к нему духовно готовиться. Первая подготовительная неделя — «Неделя мытаря и фарисея» — называется «твердой неделей», потому что поста на пищу нет. В воскресенье за ​​Литургией читается Евангелие «О мытаре и фарисее» (Лк 18:10-14). Этой притчей Церковь учит нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятого Великого поста, за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слышат на коленях: «Отверзи мне двери покаяния…»

Во второй подготовительной неделе – «Неделе блудного сына» среда и пятница – постные дни. В воскресенье на литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» (Лк 15:11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, уповая на Его милость. На этой неделе, как и на следующих двух, в ночном дежурстве после полиелея поется 136-й псалом: — о нашем грешном плену и о том, что мы должны бороться за нашу духовную родину — Царство Небесное.

Третья подготовительная неделя называется «постная» или «сырная», а в народе — «Масленица». На этой неделе нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешается есть молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старинному русскому обычаю на Масленицу пекут блины. Воскресенье «недели мясного пира», согласно евангельскому чтению, называется «неделю Страшного суда» (Мф. 25:31-46). Этим чтением Церковь призывает грешников к покаянию и добрым делам, напоминая о том, что нам придется ответить за все грехи. С началом этой недели женатые люди обязаны воздерживаться от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называют «сырным пустым»: оно заканчивается употреблением в пищу яиц и молочных продуктов.

В Литургии читается Евангелие с частью Нагорной проповеди (Мф. 6:14-21), в которой говорится о прощении обид другим, без чего мы не можем получить прощение грехов от Небесного Отца; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Согласно этому прочтению Евангелия, христиане в этот день извиняются за причиненные ими обиды и ищут примирения со всеми. Вот почему это воскресенье называется «Воскресенье прощения».

Первая и последняя (Святые) недели Великого поста отличаются своей строгостью, а богослужения — продолжительностью.

Это время особого покаяния и интенсивных молитв. Верующие, как правило, посещают службы этих недель ежедневно.

Согласно грамоте, высшая степень голодания устанавливается в понедельник и вторник первой недели: полное воздержание от пищи; первая трапеза допускается только в среду, а вторая — в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров.

В эти дни предписано есть всухую, то есть пищу без масла.

Конечно, для слабых, больных, престарелых, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой недели можно есть постную пищу.

Рыба разрешается только дважды в течение всего поста: на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не приходится на Страстную неделю, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазаревую субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешена икра. Если строго следовать уставу, растительное масло разрешено только по субботам (кроме пасхальных суббот) и воскресеньям.

Особенность великопостного культа — совершение литургий только по субботам и воскресеньям; Литургия не совершается в понедельник, вторник и четверг. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы указывает на то, что там происходит причащение Святых Даров, освященных в предыдущее воскресенье. В храме и черные ризы, и особое пение песнопений призывают к покаянию, к отмене греховной жизни. Постоянно звучит молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыке живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

В первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, вдохновенное творение, вытекавшее из глубины сокрушенного сердца. Православные всегда стараются не пропускать эти удивительные по своему воздействию на душу богослужения.

В пятницу первой седмицы после литургии совершается освящение «коливы» (пшеницы, сваренной с медом) в память святого великомученика Теодоро Тирона. Этот святой явился во сне епископу Антиохийскому Евдоксию. Он открыл ему тайный приказ императора Юлиана Отступника окропить все продовольственные запасы кровью идолопоклонников и приказал ему в течение недели ничего не покупать на рынке, а вместо этого есть коливу.

Первая неделя Великого поста посвящена Торжеству Православия. Это празднование было учреждено по случаю окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В этот день после литургии в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь предает анафеме, то есть отлучает еретиков, врагов православия, единства с собой, и прославляет своих защитников.

Вторая неделя чтит память святителя Григория Паламы. Он известен как толкователь ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонство. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления совершающих подвиг поста Крест выносится из алтаря в центр храма. Неделя, открывающаяся после Крестовой недели, носит то же название и называется также Крестовой, так как Великий пост достигает своей середины в среду.

Четвертая неделя Великого поста дает нам высокий пример поста в лице святителя Иоанна Лестничного, автора «Лестницы».

В среду пятой седмицы совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития святой Марии Египетской. За эту характеристику ее называют позицией святого Андрея или позицией Марии Египетской.

В субботу той же недели поется акафист Пресвятой Богородице, установленной в благодарность за освобождение Ею Константинополя от врагов.

Пятая неделя Великого поста посвящена прославлению творений святой Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим называется Лазаревой. В этот день мы вспоминаем воскресение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Воскрешение Лазаря послужило предлогом для осуждения Спасителя на смерть, поэтому с первых веков христианства было установлено поминать это великое чудо непосредственно перед Страстной неделей.

Шестая неделя Великого поста называется «Вайская неделя», в просторечии — «Вербное воскресенье» (или Цветение), а празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви вая (пальмовые ветви) заменяются ивами, так как верба дает побеги раньше других ветвей. Обычай употреблять вайи в этот праздник основан на обстоятельствах самого события входа Господа в Иерусалим. Молитвы как бы встречают незримо грядущего Господа и приветствуют его как Победителя ада и смерти, держащего в руках «знак победы» — цветущие ивы с горящими свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни или Страстная неделя. В храме читают Евангелие от Страстей Христовых (The Passion of Christ), как он был предан Иудой Искариотом, арестован, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой неделе, как и на первой, строгий (т.е без масла). А в Страстную Пятницу — день всеобщей скорби о распятом Спасителе — принято не вкушать никакой пищи до окончания литургического чина погребения Святой Плащаницы Господней, то есть особого покрова с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день недели имеет название: Большой понедельник, Большой вторник и т д. На этой неделе верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий понедельник Церковь вспоминает увядание бесплодной смоковницы, в которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил и проклял ее. Эта смоковница олицетворяет не только воинство иудеев, но и каждую душу, не приносящую плода покаяния. Помимо рассказа об увядании смоковницы, в Евангелии читается притча о неправедных виноградарях, которые сначала убили слуг своего господина, а потом и его сына. В притче описывается ожесточение иудеев, которые сначала били пророков, а потом распяли Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь наставляет нас не уподобляться этим земледельцам, дерзко нарушающим заповеди апостольские и Господни, и таким образом продолжать распинать Сына Божия своими грехами.

Богослужение Великого вторника заимствует свое содержание из притч о десяти девах, о талантах и ​​из продолжения рассказа о Втором пришествии Христовом, действие которого происходит в Великий понедельник. Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовной бдительности, особенно необходимой во дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает нас использовать данные нам способности и силы на служение Господу, особенно на дела милосердия, которые Он принимает как личную заслугу для Себя: так как ты сделал это одним из сих Моих братья меньшие, вы сделали это со мной. (Матфея 25:40).

В Великую среду прославляется грешная жена, не простившая Господу драгоценного мира, и осуждается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней недели особо выделяется Великий Четверг. Этот день установлен Церковью в память о Тайной вечере, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день еврейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и возблагодарив, подал им и сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матфея 26:26-28). Таким образом, впервые Сам Иисус Христос учредил таинство Причащения. Великий Четверг также называют «Чистым» — в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверг днем ​​в храме проводится «Наблюдение за Святыми и Спасительными Страстями Господа нашего Иисуса Христа». Верующие получают назидание, слушая полное евангельское повествование о Страстях Христовых, составленное из четырех Евангелий и разделенное на 12 чтений.

В Святой и Великой Пятке нет литургии в память о том, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Изготавливаются только настоящие часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в момент крестной смерти Иисуса Христа.

По окончании этой службы вынимается Плащаница, перед которой читается трогательный канон «О распятии Господнем и о крике Пресвятой Богородицы». Верующие почитают Святую Плащаницу и положенное на нее Евангелие. Плащаница три дня находится в центре храма, тем самым напоминая о трехдневном присутствии Иисуса Христа во гробе.

(В этот день принимать пищу разрешается только после окончания чина погребения Святой Плащаницы Господней.)

Вся служба Великой Субботы — это острое сочетание противоположных чувств: печали и радости, боли и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читается 15 притч (текстов Священного Писания). Эти притчи содержат почти все основные ветхозаветные пророчества и прообразы, связанные с Иисусом Христом. В Старой Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения, чтобы готовящиеся стать христианами могли вместе с верующими вкусить пасхальную радость. После чтения Апостола священнослужители у алтаря переодеваются в светлые одежды.

По окончании Литургии, перед началом полунощницы, освящаются куличи, пасхальный творог и крашеные яйца.

Завершается Страстная неделя торжественным празднованием Пасхи: Светлого Христова Воскресения. Воскресение Иисуса Христа во плоти из мертвых есть прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в Судный день и обещание вечной жизни, уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в своей земной жизни распинаются со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост есть путь ко дню Святого Воскресения Христова и имеет смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом.

После пасхальной вечеринки следует сплошная Страстная неделя. Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на все». Но по правилам церкви брачные отношения в наши дни все же не разрешены, чтобы чувственные наслаждения не прерывали радости духовной.

В период, следующий за пасхальной неделей от Антипасхи до праздника Пятидесятницы, пост возобновляется по средам и пятницам, но по меню в эти дни можно есть рыбу.

После дня Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемого через семь недель после Пасхи, перед постом Петра наступает непрерывная Троицкая седмица, в которую снова отменяется пост в среду и пятницу.

Петров пост

Второй пост установлен в честь святых апостолов (Петров пост).

Его продолжительность зависит от дня празднования Страстной недели. Он всегда начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля. Самое долгое голодание может длиться шесть недель, а самое короткое — восемь дней.

К этому посту Церковь призывает нас примером святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, постом и молитвой приготовились к проповеди Евангелия по всему миру. Блаженный Симеон Солунский пишет, что этот пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы получили многие блага и они были для нас руководителями и учителями поста, послушания и воздержания… По апостольским постановлениям, мы, по сошествия Святого Духа, одну неделю празднуем, а через другую чествуем апостолов, предавших нас поститься».

Петровский пост в отношении пищи менее строг, чем Великий пост. Во время него исключаются мясные и молочные продукты. По понедельникам, средам и пятницам нельзя употреблять растительное масло и рыбу. Но по вторникам и четвергам церковные уставы разрешают пищу с растительным маслом; по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти великого святого или храмового праздника — рыбного. Если праздник приходится на среду или пятницу, то перерыв поста (начало употребления мяса) переносится на следующий день, и в этот день можно есть рыбу.

В период от окончания Петрова поста до начала Успения (летнего плотоядного) постными днями являются среда и пятница, но если эти дни приходятся на праздники великого святителя, который служит полиелейную службу, то пища с растительным маслом допускается. Если храмовые праздники приходятся на среду и пятницу, разрешается и рыба.

Успен­ский пост

Через месяц после Апостольского поста начинается строгий Успенский пост. Он устанавливается перед великим праздником Успения Божией Матери и длится две недели, с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает нас подражать Богородице, Которая до Своего перенесения на небо непрестанно постилась и молилась. Блаженный Симеон Солунский пишет: «Августовский (Успенский) пост был установлен в честь Матери Слова Божией, Которая, познав Его покой, как всегда трудилась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не он нуждался в посте; Вот почему он особенно молился о нас, когда хотел перейти из этой жизни в другую и когда его блаженная душа должна была соединиться с сыном через Духа Божия. Поэтому мы должны поститься и петь о Ней,подражая Его жизни и пробуждая ее, чтобы молиться за нас. Некоторые, однако, говорят, что эта служба была учреждена по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И еще считаю нужным помнить эти два праздника, один как дающий нам освящение, а другой как умилостивление и заступничество за нас».

На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождения (облачения) Честных Древ от Животворящего Креста Господня». Он поселился в Константинополе, чтобы избавиться от часто бывавших там в августе болезней. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе был возложен Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и люди, целовавшие его, исцелялись. В церквях в этот день совершается культ Креста и малое освящение воды. Вместе с водой освящается и мед из нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовым Сальвадором».

На Великий пост, как уже было сказано, приходится двенадцатый праздник — Преображения Господня (19 августа).

Этот день посвящен памяти знаменательного события на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей божественной славе, явились пророки Моисей и Илия, и раздался глас с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, слушай Ему». Совершая Преображение, Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христова в том, что Христос открывает путь и надежду на преображение всего человечества.

В церквях в этот день совершается освящение фруктов, винограда и яблок, освящается их потребление. Отсюда и второе название — «Яблочный Спас».

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов). По субботам и воскресеньям допускается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается есть рыбу – в праздник Преображения Господня. Если окончание поста (Успения Пресвятой Богородицы) приходится на среду или пятницу, то этот день также является рыбным днем, и беседа переносится на следующий день.

Завершается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа во время вечернего богослужения во всех храмах Плащаница с образом Божией Матери вынимается из алтаря для богослужения. Плащаница находится в центре храма до обряда погребения, когда ее крестным ходом обносят вокруг храма.

Он получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. С наступлением темноты святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По промыслу Божию, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он прибыл в Иерусалим на третий день и заплакал у гроба. Апостолы сжалились над ним и сняли камень с гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Чистого исчезло. В пещере были только похоронные листы. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Богородица явилась апостолам за трапезой и сказала им: «Радуйтесь! Я с тобой каждый день». В ответ апостолы, подняв кусок хлеба, восклицали: «Пресвятая Богородица, помоги нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии, приношение куска хлеба в честь Богородицы.Письмо о кормлении по средам и пятницам в период между окончанием Успенского поста и началом Рождества (осенний плотоядный) такой же, как и у летнего плотоядного, то есть по средам и пятницам рыба разрешается только на дни Двенадцатого и Храмовые праздники. Пища с растительным маслом по средам и пятницам разрешается только в том случае, если эти дни приходятся на праздники памяти великого угодника с полиелейной службой накануне.Пища с растительным маслом по средам и пятницам разрешается только в том случае, если эти дни приходятся на праздники памяти великого угодника с полиелейной службой накануне.Пища с растительным маслом по средам и пятницам разрешается только в том случае, если эти дни приходятся на праздники памяти великого угодника с полиелейной службой накануне.

Рож­де­ствен­ский пост

Адвентистский пост начинается 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, в преддверии праздника Рождества Христова. Этот пост называется «Мало Fortecostés», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову также предшествует сорокадневный период духовного очищения и воздержания. Его также называют филиппинским постом, потому что постная молитва приходится на праздник святого апостола Филиппа (27 ноября).

По словам блаженного Симеона Солунского, Рождественский пост «представляет собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил начертание слов Божиих на каменных скрижалях. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приветствуем живое Слово Богородицы, начертанное не в камнях, но воплотившееся и рожденное, и причащаемся Божественной плоти Ее. Этот пост установлен в день Рождества Христова, чтобы мы покаянием и молитвой очистились и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.

Правила воздержания, установленные Церковью для Рождественского поста, такие же, как и для Петрова. Во время поста запрещены мясо, молочные продукты и яйца. По понедельникам, средам и пятницам Хартия запрещает есть рыбу и растительное масло. В остальные дни — вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешается употреблять пищу с растительным маслом. Рыба разрешена по субботам и воскресеньям, а также по большим праздникам, например, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), праздник святителя Николая Чудотворца (19 декабря), дни великих святых, праздники храмовые (если они выпадают на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднства Рождества, которое начинается 2 января.

Именно на дни строжайшего поста приходится гражданский праздник Нового года, и для многих стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а вечеринка – без лишнего веселья.

Последний день Адвента, 6 января, называется Сочельником. В этот день ничего не едят до вечера, пока не появится первая звезда, напоминающая о появлении на Востоке Звезды, возвестившей о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или рис, сваренный с изюмом. От слова «сочиво» произошло название этого дня — «Сочельник».

Праздник Рождества Христова – двенадцатый. Благодаря грандиозности памятного события, он отмечается с большей торжественностью, чем все праздники, за исключением Страстной недели.

Двенадцать дней после Рождества Христова называются «Святками», святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, по правилам церкви, все равно нужно воздерживаться.

Период от Рождества Христова до Великого поста называют «зимним плотоядным». В этот период предписывается пост в среду и пятницу так же, как у «летних» и «осенних» плотоядных, то есть разрешается рыба только в дни Двенадцатого и Храмового праздников. Пища с растительным маслом по средам и пятницам разрешается только в том случае, если эти дни приходятся на праздники памяти великого угодника с полиелейной службой накануне.

Примечание:

1 Запрет Устава на употребление в пищу растительного масла в некоторые постные дни связан с тем, что в эти дни масло заменяется оливками (маслинами). Это то, что происходит в южных странах, откуда родом наша Хартия. (Северной аналогией может быть, например, правило есть яблоки вместо того, чтобы сжимать их, чтобы насладиться ими).

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector