Недели по Пасхе

Недели после Пасхи названы так не только из-за времени, следующего за Пасхой, но и из-за содержащихся в них священных воспоминаний, связанных с божественным прославлением Христа: воскресшего Святого Духа, вознесшегося и ниспосланного на Своих учеников и апостолов. Согласно этим воспоминаниям, каждая из недель имеет свое название.

Устав Церкви называет неделю и всю неделю, и, главным образом, ее первый день – воскресенье. Далее под неделей понимается один день: воскресенье.

Неделя 2‑я – апо­стола Фомы. Анти­пасха

Антипасха (от греческого ἀντι — вместо —, напротив — Пасха) — первое воскресенье после Пасхи, называемое также Фоминой неделей, или Фоминым воскресеньем.

Богослужение этого дня связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам: в тот же вечер Святого Воскресения (десять апостолов, апостол Фома отсутствовал) и через восемь дней одиннадцати апостолам, между им был апостол Фома, сказавший прежде: если не увижу раны от гвоздей на руках его, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю (Иоанна 20:25). Это явление Христа апостолам и касание Его ран апостолом Фомой подтверждает веру в истину Христова Воскресения и напоминает завещание самого Спасителя: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20: 29).). Это также свидетельствует о могуществе Того, для Которого нет преград ни в закрытых дверях, ни в какой-либо силе человеческой.

В неделю Антипасхи, во время богослужения, мы слышали тропарь: На гроб запечатанный, Утроба гроба просияла, Христе Боже, и яко дверь затворенная, Яко явился Ты ученик, Воскресение всех, обновляющий нам Духа Праведного по великой милости Твоей.

Неделя 3‑я – святых жен-миро­но­сиц

В это воскресенье Церковь поминает святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанна, Марфы и Марии, Сусанны и других, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных учеников Христовых. Для богослужения сего дня Церковь помещает нас вновь на Голгофе у Креста Христова, с которого Иосиф и Никодим спустили свое Пречистое Тело, и в саду у гроба, где покоится Тело Иисуса. Христа и где позже женщины-зеваки, пришедшие помазать Тело благовониями, первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа (Мк. 15, 43-46; 16, 1-8). Евангелие показывает нам, что вера и усердие не остаются без награды: благодать Божия предшествует ищущим Бога.

По примеру святых видящих, мы должны возжечь в сердцах наших истинную бескорыстную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит апостол (Рим. 8, 38-39), ничто не могло отлучить нас от Него, ни настоящее, ни будущее будущего, ни жизни, ни смерти, ни ангелов, ни людей. Далее, как святые жены, пораженные лютой болью при виде Господа распятого, искали и находили утешение в собственной гробнице, так и всякая христианская душа должна искать утешения в скорбях и болях у гроба и креста своего Спасителя.

Прославляя жен-мироносиц, Церковь воспевает их словами тропаря: Женам-мироносицам во гробе явился Ангел, вопиющий: Мир достоин мертвых, но Христос чужд тления. Но вопий: Господи воскресе, подаждь миру многую милость.

Неделя 4‑я – о рас­слаб­лен­ном

В этот день в храмах читается евангельский отрывок о чудесном исцелении Господом расслабленного. Он был болен 38 лет и ждал своего избавления у купальни, куда раз в год исцелялся первый вошедший (Ин. 5:1-14).

Этот бассейн был прообразом данной Христом купели, в которой не раз в году, но в любое время каждый верующий может исцелиться, очистившись от греховной скверны, и родиться к новой жизни. Пять крытых проходов, ведущих к купальне, символизируют пять книг Моисея, ведущих ко спасению, то есть еврейское Писание, которое, по словам Самого Спасителя, свидетельствует о Нем (Ин. 5:39). По этой причине множество больных людей, лежащих вокруг купели, представляют собой образ падшего человечества, пораженного грехом, ожидающего пришествия Мессии и спасения.

Евангелие расслабленных иносказательно говорит нам о болезни душевного расслабления. Такое расслабление обычно происходит от отчаяния или лени и уныния, но важно помнить, что даже малейшее усилие и терпение верующего человека в такой ситуации не будут напрасны, так как Господь все видит, и в этот момент познается Им, то непременно протянет правую руку и скажет: «Встань и иди!» Важно помнить, что спасение людей невозможно без всякого усилия со стороны самих людей, потому что Царство Небесное отнимается, и отнимают его применяющие силу (Мф. 11:12).

Кондак праздника: Душа моя, Господи, ослабевает во всяких грехах и деяниях без места, воздвигни Твоим Божественным заступлением, яко воздвигнул еси расслабленную в древности, но к спасению призываю: Щедрая, слава , Христос, ваша может.

В среду 4-й седмицы празднуется Середина Пятидесятницы, то есть половина времени, которое проходит от Пасхи до Пятидесятницы. Полночь связывает два важнейших христианских праздника: Пасху и сошествие Святого Духа. В этот день вспоминается событие из жизни Христа Спасителя, когда в половине десятого праздника Кущей Ветхого Завета Он поучал в храме о Своей Божественной миссии и о таинственной воде, а значит благодати- учение, полное Христа и благодатных даров Святого Духа. О воде сей говорится в Полуденном тропаре: Радостью преисполняюсь на празднике, пью воду за душу мою жаждущую милости; Источник жизни нашей, Христе Боже, слава Тебе.

Неделя 5‑я – о сама­ря­ныне

На этой неделе Церковь предлагает нам беседу Иисуса Христа с самарянкой, в которой Он ясно исповедал Себя Мессией (Ин. 4:5–42). Своим благодатным словом Господь, подающий «воду живую, иссушающую источники грехов» (канон седмицы), приводит самарянку, а через нее и многих самаритян к исповеданию своего божественного величия и возвращает к истинному дорожка.

По преданию, женщина, которую Господь встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Обратилась в христианство и была мученически замучена Христом в Риме в 66 году. Кондак праздника: Верою Самарянка, пришедшая к сокровищнице, увидела воду премудрости, напившись из нее обильно, наследовала царство вверх навсегда, как будто я благословлен.

Неделя 6‑я – о слепом

Этот праздник напоминает нам об исцелении Господом слепорожденного, описанном в Евангелии (Ин. 9:1-38).

На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, слепого от рождения, ибо все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23), и, дав видение очам слепого, учит, что единственный истинный просветитель есть Господь, «Податель света, сей Свет исходит от Света» (Синаксар седмицы), и только в этом Свете можно увидеть истину и спасение.

Кондак праздника: Ослеплен духовными очами, к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения, с покаянием взываю к Тебе: Ты светлейший свет во тьме.

Неделя 7‑я – святых отцов I Все­лен­ского Собора

На этой неделе отмечается память 318 отцов Первого Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее при императоре Константине Великом.

Главной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, отвергавшего Божество и предвечное рождение Бога-Отца от Сына Божия и учившего, что Христос есть лишь высшее творение. Ересь Ария относилась к основному христианскому догмату, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова и который является единственным основанием надежды на наше спасение.

По приглашению святителя Константина в Никее собрались представители христианских Церквей разных стран. Среди прибывших было много духовников, пострадавших во время гонений и имеющих на теле следы пыток. Участниками Собора были также великие светила Церкви — святители: Николай, архиепископ Мир Ликийских; Спиридон, епископ Тримифунтский; Афанасий Великий, ревностный борец за чистоту православия, затем диакон, и другие почитаемые Церковью святые отцы.

Собор, как сказано в Синаксаре седмицы, проповедовал Сына Божия «единосущного и единочестивого с Отцом» и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Результатом работы Собора стали первые семь членов Символа Веры, исповедуемого православными, впоследствии дополненного на Втором Вселенском Соборе.

Тропарь святым отцам: Славься еси, Христе Боже наш, отцы основатели наши просиявши на земле, и за наставивших всех нас в истинной вере, Милостивый, слава Тебе.

Череда недель после Пасхи завершается величайшим торжеством христианства: праздником Пятидесятницы (Троицы), ознаменованным сошествием обещанного Утешителя Святого Духа на учеников и апостолов Господних и рождением Церкви Христовой. Той Церкви, о которой Господь сказал: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector