Как провести Успенский пост

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Как был уста­нов­лен Успен­ский пост

Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста. Этот пост устанавливается перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и длится две недели с 14 по 27 августа (оба включительно).

Успенский пост дошел до нас из древности христианства.

В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Посты церковные устраиваются в году так, что каждый раз имеет свой специальный закон воздержания. Так, для весны весенний пост в сорок, для лета пост в Пятидесятницу (Петров пост – прим ред.), для осени осенний пост в седьмой месяц (Успенский – прим ред.), для зимы – зимний (Рождественский — прим ред.)».

Святитель Симеон Солунский пишет, что «Августовский пост (Успение) установлен в честь Матери Слова Божия, Которая, познав Его покой, как всегда трудилась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, нет необходимости в голодании; Вот почему он особенно молился о нас, когда хотел перейти из этой жизни в другую и когда его блаженная душа имела возможность соединиться с сыном через Божественного Духа. Поэтому и мы должны поститься и петь Ей, подражая Ее жизни и тем пробуждая Ее к молитве за нас. Некоторые, однако, говорят, что эта служба была учреждена по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И еще считаю нужным помнить эти два праздника, один как дающий нам освящение, а другой как умилостивление и заступничество за нас».

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском соборе 1166 года под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане, согласно древним уставам, должны соблюдать пост Богородицы с 1 по 15 августа. Вальсамон пишет об этом Соборе: «В то время некоторые сомневались в числе постных дней на Успение и Рождество. Поэтому сам святой патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов нигде письменно не указаны, мы тем не менее обязаны следовать неписаному преданию церкви и должны поститься с первого дня августа и с четырнадцатого ноября».

Как прошли послед­ние годы земной жизни Божией Матери

После Вознесения Господня Богородица была оставлена ​​на попечение апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в родительском доме у Елеонской горы.

Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Богородица рассказала о чудесных событиях Благовещения, о безсеменном зачатии и нетленном рождении Христа от Нее, Его детстве и всей земной жизни.

Подобно апостолам, он насаждал и укреплял христианскую Церковь своим присутствием, словом и молитвой. Получив Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы, они оставались в Иерусалиме около десяти лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее слова Божии.

Многие новопросвещенные верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы увидеть и услышать Пречистую Богородицу.

Послание святого Игнатия Богоносца из Антиохии к апостолу Иоанну Богослову:

«Многие наши жены хотят посетить Пресвятую Богородицу, прикоснуться к персам, вскормившим Господа Иисуса, и услышать от Нее о многих таинствах. Нас окружила слава, что сия Дева и Богородица полна благодати и всех добродетелей. Говорят, что он всегда радостен в гонениях и скорбях; в нужде и бедности не угнетает; она не только не сердится на обижающих ее, но даже делает им добро; в благополучии кротких; она милостива к бедным и помогает им, чем может; он тверд верою против врагов своих, и благочестие наше еще юное есть Наставник и Учитель всех верных на всякое доброе дело; она любит больше всех смиренных, потому что сама исполнена смирения. Многие хвалят ее те, кто ее видел».

В другом послании святой Игнатий Богоносец пишет апостолу Иоанну Богослову:

«Если бы только у меня была возможность, я пришел бы к вам, чтобы увидеть всех верных святых, собравшихся для вас, и более всего я хочу видеть Матерь Иисуса, которая, говорят, вызывает удивление, благоговение и любовь во всех и каждый горит с желание увидеть. И как не хотеть увидеть Пресвятую Богородицу, поговорить с Родившей истинного Бога!»

Во время гонения, начатого Иродом на молодую Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, где находился апостол Иоанн Богослов дали возможность проповедовать Евангелие.

Пресвятая Богородица посещала христиан и в других городах; например, он был в Антиохии, у Игнатия Богоносца, которому писал: «Я пойду с Иоанном и увижу тебя с твоими».

Был он и на Кипре у преподобного Лазаря Четверодневного, имевшего там свой епископат, и на Святой Горе Афон, о которой, как говорит святой Стефан Святой Горец, Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет для Меня» в удаче, данной мне Моим Сыном и Моим Богом. Я буду ходатаем для этого места и для Бога над ним ходатаем».

Что мы знаем о внеш­нем облике Бого­ро­дицы

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, святой Амвросий Медиоланский писал о Богородице в своем произведении «О Девах:

Она предавалась сну только по велению необходимости, но даже когда тело Ее отдыхало, Она бодрствовала духом, повторяя прочитанное во сне, или помышляя осуществить намеченные намерения, или намечая новые. Она выходила из дома только в церковь, да и то в сопровождении родственников. Однако, хотя Она появлялась вне Своего дома в сопровождении других, Она Сама была для Себя лучшим хранителем; другие только сохранили ее тело, а она сама сохранила свои обычаи. Хотя она появлялась вне своего дома в сопровождении других, она сама была для себя лучшей охранницей; другие только сохранили ее тело, а она сама сохранила свои обычаи» повторяя прочитанное во сне, или думая об осуществлении намеченных намерений, или намечая новые. Она выходила из дома только в церковь, да и то в сопровождении родственников. Однако, хотя Она появлялась вне Своего дома в сопровождении других, Она Сама была для Себя лучшим хранителем; другие только сохранили ее тело, а она сама сохранила свои обычаи. Хотя она появлялась вне своего дома в сопровождении других, она сама была для себя лучшей охранницей; другие только сохранили ее тело, а она сама сохранила свои обычаи» другие только сохранили ее тело, а она сама сохранила свои обычаи. Хотя она появлялась вне своего дома в сопровождении других, она сама была для себя лучшей охранницей; другие только сохранили ее тело, а она сама сохранила свои обычаи».

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллисто, Богородица «была среднего роста или, как говорят другие, несколько выше среднего; Золотые волосы; быстрые глаза со зрачками цвета оливок; брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветистые, полные сладкой речи; лицо не круглое и не заостренное, а несколько продолговатое; руки и пальцы у него длинные… В разговоре с другими он держался прилично, не смеялся, не возмущался и особенно не сердился; совершенно наивный, простой. Она нисколько не думала о себе и, далеко не изнеженная, отличалась полным смирением. Что касается одежд, которые Она носила, то Она довольствовалась их естественным цветом, что и сейчас доказывает Ее священный головной убор».

В дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского есть запись о явлении ему Божией Матери:

«15 августа, в день Успения Божией Матери в 1898 году, я впервые имел радость во сне ясно видеть лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее пресладчайший, счастливый, ободряющий голос: вы — милейшие чада Небесного Отца, а я, сознавая свое, со страхом и с мыслью смотрела на его чистый лик: Не отвергнет меня во гневе Царица Небесная! О святое и благословенное лицо! О голубые и голубиные глаза, добрые, смиренные, безмятежные, величественные, небесные, божественные! Я не забуду тебя, чудесные глаза! Это явление продолжалось минуту; затем он медленно ушел, пересек небольшой овраг и исчез. Я видел шествие Небесного Гостя сзади. Сначала я увидел ее, так сказать, на иконе, отчетливо, — а потом она отделилась от нее, спустилась и пошла своей дорогой».

Почему кон­чину Божией Матери Цер­ковь назы­вает Успе­нием

Слово «успение» означает засыпание, мирную смерть, подобную сну. Церковь называет смерть Богородицы Успением, потому что Она «как во сне уснула на короткое время и, как ото сна, пробудилась».

Чудесна была жизнь Пречистой Девы, чудно Ее Успение, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной явит в Тебе, Царица, чудеса, превосходящие законы природы. И при Рождестве сохранил Твое девство, и во гробе сохранил Твое тело от тления» (канон 1, песнь 6, тропарь 1). В Пресвятой Богородице побеждены законы природы: смерть, возвращающая тело из земли в землю, такая смерть не коснулась Ее тела; при рождении она сохранила девство, при Успении соединила жизнь. При рождении она остается девственницей, а после смерти продолжает жить. Она заснула, чтобы проснуться к жизни вечного счастья. Она упокоилась к Жизни, к Источнику жизни, чтобы молитвами Своими избавлять души от смерти. Праздник Успения называется великим, двенадцатым».

Как про­ис­хо­дило Успе­ние Божией Матери

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви со времен апостолов.

В I веке о Его Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во втором веке легенда о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо встречается в трудах Мелитона, епископа Сардийского.

В IV веке святитель Епифаний Кипрский указывает на традицию Успения Божией Матери.

В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, сказал святой благоверной греческой императрице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах Его кончины, но мы знаем их из древнейшего и достоверного Предания».

Это предание подробно собрано и установлено в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

В момент Своего блаженного Успения Пресвятая Богородица вновь прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Богородицы уже распространилась по всей земле и вооружила многих завистников и гордецов против покушавшихся на Ее жизнь; но Бог хранил ее от ее врагов.

Он проводил дни и ночи в молитве. Часто Пресвятая Богородица приходила ко Гробу Господню, возжигала здесь фимиам и преклоняла колени. Не раз враги Спасителя пытались помешать ей посетить святое место и просили первосвященников охранять Гроб Спасителя. Но Пресвятая Богородица, никем не видя ее, продолжала молиться перед ним.

В одно из таких посещений Голгофы ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе его из этой жизни в жизнь небесную, вечно блаженную. В залог Архангел дал ему пальмовую ветвь.

С небесной вестью возвратилась Богородица в Вифлеем с тремя девами, служившими Ей (Сефорой, Эвигеей и Зойлой). Затем он призвал праведного Иосифа Аримафейского и учеников Господних, которым возвестил о своем скором Успении.

Пресвятая Богородица молилась, чтобы Господь послал ей апостола Иоанна. И восхитил его Дух Святой из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Богородица.

После молитвы Пресвятая Богородица воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Неба, завершивший Свою молитву словом «аминь». Богородица отметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бестелесных.

Святитель Иоанн Дамаскин говорит, что апостолы, число которых неисчислимо, прилетели, как облака и орлы, на служение Божией Матери.

Увидев друг друга, апостолы обрадовались, но в недоумении спросили: для чего Господь собрал их в одном месте? Святитель Иоанн Богослов, приветствуя их со слезами радости, сказал, что пришло время Божией Матери отойти ко Господу.

Войдя в Богородицу, они увидели Ее величественно сидящей на ложе, исполненную духовной радости. Апостолы приветствовали ее, а затем рассказали о ее чудесном похищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославила Бога за то, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начал разговор о Ее скорой кончине. Во время этой беседы чудесным образом явился и апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, чудесным Иерофеем, божественным Тимофеем и другими в числе семидесяти апостолов. Все они были собраны Святым Духом, чтобы освятить их благословениями Пречистой Девы Марии и устроить с большим великолепием погребение Матери Господней.

Он называл каждого из них по имени, благословлял и хвалил их веру и труд по проповеди Евангелия Христова, желал каждому из них вечного блаженства и молился с ними о мире и благоденствии всего мира.

Наступил третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Было зажжено много свечей. Святые апостолы с песнопениями окружили пышно украшенную постель, на которой возлежала Пресвятая Богородица.

Она молилась в ожидании своего отъезда и прихода долгожданного Сына и Господа.

Внезапно воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым исчезли зажженные свечи. Те, кто видел, были в ужасе. Верхняя часть комнаты как бы исчезла в лучах безмерного Света, и сошел Сам Царь Славы Христос, окруженный многими Ангелами, Архангелами и прочими Небесными Силами с праведными душами предков пророки, которые когда-то предвещали Пресвятую Богородицу.

Увидев Сына Своего, Богородица воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, яко взирая на смирение раба Своего» — и, поднявшись с постели навстречу Господу, поклонилась перед ним.

Господь пригласил ее в обители Вечной Жизни.

Без всяких телесных страданий, как в приятном сне, Пресвятая Богородица отдала свою душу в руки Своего Сына и Бога.

Затем началась радостная ангельская песня. Сопровождая чистую душу Невесты Божией в благоговейном трепете как Царицы Небесной, Ангелы восклицали:

«Радуйся, благодатная, Господь с тобою, блаженна еси в женах! Се, Царица, Матерь Божия, приди, прими двери, и умирайся воздвигни Вечную Матерь Света; Тойя, ради совершенно естественного человека спасение было. Мы не можем смотреть на Нюжу, и мы не можем оказать той достойной чести» (праздничный стих в «Господи, я воззвал»).

Небесные врата поднялись навстречу душе Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Блаженный лик Богородицы сиял славою божественного девства, а от тела Ее исходило благоухание.

Целуя пречистое тело с благоговением и страхом, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости.

Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, которые с верой и любовью прикасались к священному ложу.

После оплакивания его разлуки с Богоматерью на земле апостолы приготовились похоронить его пречистое тело. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из числа двенадцати апостолов несли на своих плечах одр, на котором лежало тело Приснодевы.

Впереди шел святой Иоанн Богослов с лучезарной небесной ветвью, а другие святые и многие верующие сопровождали ложе со свечами и кадильницами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось из Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

В первом его движении над чистым телом Богородицы и всех, кто сопровождал Ее, внезапно возник, как венец, обширный и светоносный круг облаков, и к лику апостолов присоединился лик Ангела. Раздалось пение Небесных Сил, прославляющих Богородицу, которое перекликалось с земными голосами. Этот круг с небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал процессию до самого места погребения.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необыкновенным величием похоронной процессии и озлобленные почестями, оказанными Матери Иисуса, сообщили об этом первосвященникам и книжникам. Сгорая от зависти и мести за все, что напоминало им о Христе, они послали своих слуг разогнать сопровождавших их, а само тело Богородицы сжечь. Народ в гаме и воины в ярости бросились на христиан, но венец облаков, сопровождавший шествие по воздуху, спустился на землю и как бы защитил его стеной. Преследователи слышали шаги и песни, но не видели никого из тех, кто отмахивался от них. Многие из них были слепы.

Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса из Назарета хотел опрокинуть ложе, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, но Ангел Божий невидимо отсек ему руки, которые касались гроба. Увидев такое чудо, Аффония раскаялась и с верою исповедала величие Богородицы. Он получил исцеление и присоединился к сонму сопровождавших тело Богородицы, став ревностным последователем Христа.

Когда процессия достигла Гефсимании, там, между слезами и рыданиями, начался последний поцелуй пречистого тела. Только ночью святые апостолы смогли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не покидали места захоронения, совершая непрестанные молитвы и песнопения.

По мудрому суду Божию, апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя на третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами пал перед усыпальницей и громко выразил сожаление о том, что не получил последнего благословения Божией Матери и прощания с ним. Апостолы с искренней жалостью к нему решили открыть пещеру и принести ему утешение — поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, нашли в нем только Ее погребальные пелены и таким образом убедились в чудесном вознесении Пресвятой Богородицы с телом на Небо.

Вечером того же дня, когда апостолы собрались в доме, чтобы подкрепиться пищей, явилась им Сама Богородица и сказала: «Радуйтесь! Я с тобой каждый день».

Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, подаваемого к трапезе, в память о Спасителе («Господня часть») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помоги нам!» (Это положило начало чину панагии – обычая приношения куска хлеба в честь Богородицы, сохранившегося в монастырях до сих пор.)

Пояс Богородицы, Ее священные одежды, благоговейно хранимые и разделенные на части на лице земли, творили и творят чудеса.

Его многочисленные иконы изливают всюду потоки исцелений и знамений, и Его святое тело, вознесенное на небо, свидетельствует о нашем будущем с ним пребывании.

Он не предоставлен случайным изменениям преходящего мира, но несравненно более возвышен славным восхождением на Небо.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы празднуется с особой торжественностью в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде так не скорбит сердце от разлуки с Богородицей и нигде так не радуется, убежденное в Ее заступничестве за мир.

Три празд­ника, обрам­ля­ю­щих Успен­ский пост

Три праздника — Спаса Милосердного, Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, перенесение из Едессы в Константинополь нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, как бы связывают весь Успенский пост.

Изне­се­ние Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня

1 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Воздвижение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Этот праздник был установлен в Константинополе из-за болезней, часто случавшихся там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с XII-XIII веков он был установлен во всех местных церквях. В Константинополе существовал обычай, по которому каждый год часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившегося в домовой церкви византийских императоров, носила в церкви Санкт-Петербурга. Софии, где произошло освящение воды. Затем, начиная с 1 августа, эту святыню носили по городу в течение двух недель, при этом служили литий «для освящения мест и отгона болезней». 14 августа Животворящее Древо Креста было перенесено обратно в царские палаты.

Русское название «происхождения» праздника — неправильный перевод греческого слова, означающего торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в названии праздника его заменяют или дополняют словом «надевать».

В Русской Церкви это торжество сочеталось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. В «Слове о действующих чинах Святейшего Собора и Великой Апостольской Успенской церкви», составленном в 1627 г по указу Патриарха Московского и всея Руси Филарета дается следующее объяснение праздника 1 августа: человеческий, во всех городах и местечках».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крещен великий князь Владимир Киевский и всея Руси 1 августа». В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви порядку, 1 августа совершается малое освящение воды до или после литургии.

Праздник Милосердного Спаса и Пресвятой Богородицы, празднуемый в один день, установлен по случаю знамений икон Спаса, Пресвятой Богородицы и Животворящего Креста во время битв святого благоверного князя Андрея. Боголюбский (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский отправился в поход против волжских булгар, теснивших угнетенных жителей ростовских и суздальских земель. Полагаясь на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была привезена из Киева и впоследствии получила имя Владимирской. Два священника в рясах несли во главе войска святую икону и Животворящий Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, по причащении Святых Тайн.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. Согласно легенде, в тот же день греческий император Мануил разбил сарацин. Неоспоримым свидетельством чуда этих двух побед были огромные лучи огня, исходившие от находившихся в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста. Эти лучи покрывали полки верных правителей Греции и России и были видны всем сражавшимся. В память об этих чудесных победах по обоюдному согласию князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти был установлен праздник Милостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

Пре­об­ра­же­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

6 августа празднуется Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник посвящен воспоминаниям о событиях в Таборе.

Ученики Иисуса Христа узнавали и исповедовали в Нем Христа Сына Божия: «Ты Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:16), но ждали полного откровения Его славы на земле. Господь, возвещая ученикам Своим, что Ему надлежит много пострадать, умереть и воскреснуть в третий день, ибо Царство Его не от мира сего, но внутреннее, духовное и вечное, и что последователи Его, дабы сохранить веру в Него и чтобы спасти их души, мы должны быть готовы все терпеть и ожидать себе славы не на земле, а на небе.

Дабы явить Своим ученикам эту небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь, на тридцать третьем году Своей земной жизни, в последний год Своей проповеди Евангелия, через шесть дней после разговора о Своих страданиях , умер, воскресение и обязанности его последователей, были преобразованы.

Иисус упрекнул их, сказав: «Никому не рассказывай об этом видении, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти первым и все исправить; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает за них. Тогда ученики поняли, что Он говорит об Иоанне Крестителе» (Матфея 17:1-13).

«И через шесть дней Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их одних на высокую гору, и преобразился пред ними. Его одежда стала яркой, очень белой, как снег, как хлорка на земле не может отбелить. И явился им Илия с Моисеем; и говорил с Иисусом. На это Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо, что мы здесь; Давай сделаем три кущи: одну для тебя, одну для Моисея и одну для Илии. Потому что я не знал, что сказать; потому что боялись. И явилось облако, покрывшее их, и из облака раздался голос, говорящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Послушай его. И вдруг, оглянувшись, не увидели с собою никого, кроме одного Иисуса» (Марка 9:2-8).

«После этих слов, через восемь дней, взяв Петра, Иоанна и Иакова, он взошел на гору помолиться. И когда он молился, вид лица его изменился, и одежды его стали белыми и ослепляющими. И вот, с Ним говорили два человека, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, говорили о его уходе, который он должен был совершить в Иерусалиме. Но Петр и бывшие с ним тяготились сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, бывших с Ним. И когда они расстались с Ним, Петр сказал Иисусу: Учитель! хорошо, что мы здесь; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, не зная, что он сказал. И пока он говорил это, явилось облако и покрыло их; и убоялись, когда вошли в облако. И был голос из облака, который сказал: Это Сын Мой возлюбленный, слушайте его).

Нужны беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь, для Своего Преображения, недаром вознесся на высоту, отделившую Его от нашего, нижнего мира, и, подняв тело Свое на гору, отсюда в молитве и духе вознесся на небо и Он преобразился во славу. Как призывает нас Церковь в этот день: «Просветившись сиянием добродетелей, взойдем на святую гору, да узрим Божественное Преображение Господне. Высочайшая гора — сердце очистится от страстей имеющих, мы увидим преображение Христово, просветляющее наш ум. Как призывает нас Церковь в этот день: «Просветившись сиянием добродетелей, взойдем на святую гору, да узрим Божественное Преображение Господне.Высочайшая гора — сердце очистится от страстей имеющих, мы увидим преображение Христово, просветляющее наш ум».

Преображение Господне совершилось в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что февральское торжество пришлось бы на дни святого Петра. Сорок дней, в дни Великого поста, покаяния, а праздник Преображения Господня возвещает грядущий век. Праздник Преображения установлен 6 (19) августа, потому что 14 (27) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в котором во второй раз совершается празднование и воспоминание Страстей Христовых, а Преображения, будучи за сорок дней до распятия Спасителя, святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, постановили праздновать Преображение 6 августа (19.

Праздник Преображения Господня по важности события великий и двенадцатый.

К особенностям этого праздника можно отнести то, что в этот день освящают гроздь (виноград) и первые плоды. На Руси в тех местах, где не растет виноград, в этот день освящают яблоки.

Этот обычай является священным и важным. Начатки новой жатвы также приносились к жертвеннику в Ветхом Завете по Закону Моисея: «Принесите начатки плодов земли вашей в дом Господа Бога вашего» (Исход 23:19); «Когда придешь в землю, которую Я даю тебе, и будешь жать на ней жатву твою, то принеси первый сноп жатвы твоей священнику» (Лев. 23:10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притчи 3:9).

Апостольские и Соборные правила также предписывали приносить первые колосья, плоды и овощи, чтобы освятить их с молитвой и благословением.

Принося и благословляя плоды и колосья, Церковь внушает, что все в ней, от человека до растения, должно быть посвящено Богу как Божие достояние, и на его использование испрашивается Божие благословение. Потому что «Господу принадлежит земля и все, что наполняет ее, мир и все, что в нем обитает» (Пс. 23, 1).

Пере­не­се­ние из Едессы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­твор­ного Образа Гос­пода нашего Иисуса Христа

16 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

Он назвал свое имя и передал Абгару короткое письмо, в котором, умилостивив веру правителя, обещал послать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Тогда Господь попросил принести воды и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, очистил его щеткой, и на нем отпечатался Его Божественный Лик. Анания принес убр и письмо Спасителя в Эдессу. С благоговением принял Авгарь святилище и получил исцеление; Лишь малая часть следов страшной болезни осталась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Именно апостол от семидесяти святой Фаддей (память 21 августа) проповедовал Евангелие и крестил верующих авгар и всех жителей Эдессы. Написав на нерукотворном образе слова: «Христос Боже,всякий, кто уповает на Тебя, не постыдится.

В течение многих лет жители сохраняли благочестивый обычай поклоняться Несотворенному Образу, проходя через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел епископу Эдесскому в видении скрыть свой образ. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и поставил ее с доской из глины и кирпичей. Прошло много лет, и жители забыли о святилище.

Но когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Эдессу и положение города казалось отчаянным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела вынуть Образ из замурованной ниши, что спасло бы город город врага Разобрав нишу, епископ нашел Несотворенный образ: перед ним горела лампада, а на глиняной табличке, прикрывавшей нишу, был аналогичный образ. После шествия с Нерукотворной иконой вдоль городских стен персидское войско отступило.

В 630 г арабы захватили Эдессу, но не помешали культу Несотворенного Образа, слава о котором разнеслась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) захотел перенести образ в тогдашнюю столицу православия и купил его у эмира, правителя города.

С большими почестями нерукотворная икона Спасителя и письмо, которое он написал Авгарю, были переданы духовенством в Константинополь. 16 августа икона Спасителя была помещена в храме Пресвятой Богородицы на Фаросе.

У тех, кто видел этот Нерукотворный Образ Господа, он невольно вызывал благоговение.

На иконе бросались в глаза глаза Спасителя: живые, светлые, они пронзали каждого, кто приближался к Образу. Казалось, что глаза Спасителя излучают лучи света. Где бы ни находился зритель, возникало ощущение, что Спаситель смотрит на него особенно приятным и нежным взглядом.

В этом Образе было что-то сверхъестественное. Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что такого эффекта нельзя добиться никаким искусством, что нет на земле красок, которые могли бы передать цвет Образа.

Существует несколько легенд о дальнейшей судьбе Нерукотворного Образа. По одной из них, он был похищен крестоносцами во время их правления в Константинополе (1204-1261), но корабль, на котором было похищено святилище, затонул в Мраморном море.

По другим преданиям, Нерукотворная икона была перенесена около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Известно, что Несотворенный Образ неоднократно давал точные отпечатки самого себя. Одна из них, так называемая «керамия», была напечатана, когда Анания спрятал изображение у стены по дороге в Эдессу; другой, напечатанный на плаще, оказался в Джорджии.

Не исключено, что различие в надписях на Исходном изображении, выполненном не вручную, связано с наличием нескольких точных оттисков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715–731) направил восточному императору грамоту, в которой отмечал исцеление царя Авгаря и сохранение нерукотворной иконы также в Эдессе. -известный факт.

Нерукотворная икона размещалась на знаменах русских войск, оберегая их от врагов.

В Русской Православной Церкви существует благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Образу Спаса Нерукотворного.

Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописи; Икона Нерукотворного Образа является одной из самых распространенных.

Как при­учить себя к посту

Как мы можем привыкнуть к голоданию? Для этого, прежде всего, требуется постепенное привыкание.

Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно. Такие посты непродолжительны, не полезны, а скорее вредны: либо они нарушают свое здоровье, либо от голода становятся нетерпеливыми и раздражительными, беспричинно злятся на всех и вся, либо голодание вскоре становится для них невыносимым, и они дают вверх что.

Чтобы укрепить желание поститься, надо привыкать поститься медленно, осознанно, не все сразу, а постепенно, мало-помалу.

Каждый должен определить для себя, сколько еды и питья ему нужно в день; затем надо понемногу уменьшать количество потребляемой пищи и доводить ее до того, что уже нельзя сокращать свою пищу, чтобы не подвергаться ослаблению, истощению, нетрудоспособности. Вот главное правило, данное Самим Господом: не отягощайте сердца своего чревоугодием и пьянством.

Как питаться и про­во­дить дни Успен­ского поста

Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и напитков и притом не фаст-фуд, а фаст-фуд. Церковный Устав четко описывает и время употребления, и качество постной трапезы. Все строго рассчитано на то, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы наше телесное естество не совсем расслабилось, а, напротив, сделалось легким, сильным и способным повиноваться движениям духа и с радостью исполнять его требования.

Пост есть необходимое средство для успеха в духовной жизни и спасения, ибо пост, удаляя от плоти лишнюю пищу и лишнее питье, ослабляет силу чувственных побуждений. Отсюда видно, что польза от голодания многочисленна:

а) голодание быстро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и его здоровье зависит не от изысканной, а простой еды и питья;
б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его любит его более всего;
в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Постящийся в добром духе молится», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Вообще пост есть сильное средство подготовки ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все мудрые и боголюбивые люди всегда и везде. Все святые постились очень строго и единодушно советовали другим поститься.

Церковный Устав учит, от чего воздерживаться во время поста: «Все постящиеся благочестиво должны строго соблюдать уставы о качестве пищи, т е воздерживаться во время поста от некоторых наглых (т этого не будет), а как пост неприличный и запрещенный Церковью. Брасна, от которой надо воздерживаться во время поста: мясо, сыр, масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по разнице святых постов».

Успенский пост не такой строгий, как Великий пост, но строже Петрова и Рождественского.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монашеский устав Церкви предписывает есть всухомятку, то есть соблюдение строжайшего поста, без кипячения пищи; во вторник и четверг — «готовка пищи, но без масла», то есть без масла; по субботам и воскресеньям разрешается вино и масло.

В праздник Преображения Господня, согласно Уставу Церкви, разрешается в трапезе рыба. С этого дня плоды нового урожая включались в рацион по понедельникам, средам и пятницам.

Духовный пост тесно связан с телесным постом, подобно тому как наша душа присоединяется к телу, проникает в него, одушевляет его и составляет с ним единое целое, подобно тому как душа и тело составляют одного живого человека. И по этой причине, пока мы постимся телесно, в то же время необходимо поститься и духовно: «Постом, братия, телесно постимся и духовно, разрешаем всякий союз неправды», повелевает Святая Церковь.

В телесном голодании на первый план выходит воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; на духовном посте — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там — отказ от скромной пищи — более питательной и употребление нежирной пищи — менее питательной; здесь — оставление излюбленных грехов и проступков и упражнение противостоящих им добродетелей.

Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: «Постясь от постов, душа моя, и не будучи чистыми от страстей, напрасно мы утешаем себя тем, что не едим; Будьте ненавидимы Богом как ложные и уподобьтесь злым демонам, которые никогда не едят».

И в Великий пост, и в Успение особенно строго относились к развлечениям: в царской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады, зрелища и представления во время Великого поста и Успения.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector