Биография и творчество Андрея Рублева

Рублев — очень известный и уважаемый русский иконописец. Благодаря его трудам Русская Православная Церковь причислила его к лику святых. Все иконы считались чудотворными и образцом для последующих мастеров.

Великий мастер своего дела родился около 1360 года, в то время в Московском княжестве. Но к сожалению о его биографии мало что известно, остались только его работы. Есть мнение, что он учился искусству в Византии и Болгарии. С именем Андрес он был принят в монастырь. Настоящее имя не сохранилось.

Впервые о нем написано в летописях около 1405 года. Сообщается, что он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Эта ответственная работа свидетельствует о большом мастерстве иконописи. Второй раз в 1408 году о нем появилось сообщение в летописи, когда Рублев принял участие в росписи Успенского собора. По скорости у него были свои ученики и помощники.

В третий раз в летописи о нем можно прочитать сообщение, что он участвовал в росписи Великого Мужского монастыря, в городе Сергееве Московской области.

К сожалению, он умер от чумы в 1430 году (это единственная точная дата в биографии Рублева), но перед этим успел поучаствовать в росписи Спасского собора, как говорит летопись. В памяти верующих он известен своей иконой «Троица» и фреской «Страшный суд» (где грозная традиционная сцена превращается в торжество Божественной справедливости). Ему также приписывают изготовление книжных миниатюр.

В память об этом великом человеке при Спасо-Андрониковом монастыре был основан единственный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Были сняты фильмы, выпущена почтовая марка, серия монет для Банка России. И что еще более удивительно, один из кратеров Меркурия носит его имя.

Основные этапы биографии

Точных данных о жизни Рублева сохранилось немного. Предполагаемое место его рождения — Московское княжество, по другой версии — Нижний Новгород. Дата рождения и имя, данное при рождении, неизвестны. Судя по фамилии, его семья может иметь отношение к ремеслам. В юности Рублев постригся в монахи Андроникова монастыря, приняв имя Андрей. Одна из поздних икон подписана «сын Андрея Иванова», несмотря на то, что подпись не подлинная, она считается косвенным подтверждением того, что отца художника звали Иваном.

В 1405 году, согласно летописи, он участвовал с Феофаном Греком и другими художниками в росписи Благовещенского собора в Москве. От произведений Рублева сохранились праздничные образы, отличающиеся особой гармоничной атмосферой, изысканностью и теплотой. Вероятно, у художника на тот момент был серьезный опыт и репутация.

Андрей Рублев

В 1408 г вместе с Д. Черным расписывал Успенский собор во Владимире. В нем есть часть фресок, изображающих Страшный суд на западной стене. Несмотря на подавляющую тематику, творчество Рублева демонстрирует просветление и всепрощение и не дает гнетущего ощущения страшной кары. В те времена художник был настоящим мастером школы живописи, со своим стилем, последователями и учениками.

В 1520-х годах под руководством А. Рублева и Д. Черного был создан иконостас Троицкого собора. Фрески не сохранились, сохранились только три ряда иконостаса, разные по манере исполнения. В то время создание «Троицы» — иконы, ставшей шедевром мировой живописи. Смысл, вложенный художником в это удивительное произведение, – личная жертва во имя гармонии и жизни. Рублев умер в 1428 году в Андрониковом монастыре в Москве во время эпидемии чумы.

Творчество Андрея Рублёва

 

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Зал Андрея Рублева в Третьяковской галерее

Вторая половина XIV века — начало XV века отмечены в России интересом к нравственным и духовным проблемам. Андрей Рублев воплотил в своей картине новое и возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культуры. Его творчество оказало глубокое влияние на крупнейших мастеров древнерусской живописи, в том числе на Дионисия.

Успенский собор во Владимире

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник домонгольской русской белокаменной архитектуры (1158 г).
В начале пятнадцатого века. Для украшения храма были приглашены Андрей Рублев и Даниил Черный. От его росписей сохранились отдельные изображения большой композиции Страшного суда, занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в части алтаря собора. Большинство фресок, дошедших до наших дней, были выполнены в 19 веке.

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Это единственная сохранившаяся фреска Андрея Рублева. Упоминание о ней есть в Троицкой летописи; это также единственный задокументированный, точно датированный и сохранившийся памятник творческого наследия художника.

Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Авторство иконы приписывают Андрею Рублеву. С этим мнением согласны И.Е. Грабарь, В.Н. Лазарев, Г.И. Вздорнов, О.С. Попова.
М.В. Алпатов и Е.С. Смирнова отрицают свое авторство.
Икона «Умиление» является одним из древнейших списков «Богоматерь Владимирская».

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Богоматерь Владимирская

Икона «Троица» (1411-1425/27)

Эта икона является знаменем творчества Рублева, ее авторство бесспорно. Одна из известных русских икон.

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Андрей Рублев «Троица». Дерево, темпера. 142 х 114 см Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой теленка. Фигуры ангелов расположены таким образом, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взор устремлен в вечность.
На заднем плане — дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамре) и гора (гора Мориа).

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Дуб Мамре (дуб Авраама) — это дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принял Бога.

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Гора Мориа (Храмовая гора) представляет собой прямоугольную область с высокими стенами, которая возвышается над остальной частью Старого города Иерусалима на высоте 774 м над уровнем моря.
Явление Аврааму трех ангелов является символом единосущного и тринитарного Бога (Святой Троицы). Именно рублевская икона соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублев свел к минимуму подробности, предшествующие трапезе. Ангелы говорят, не едят, и в иконе все внимание сосредоточено на безмолвном общении трех ангелов.
Над ангелом, символизирующим Бога-Отца, Рублев поместил палаты Авраама. Мамврийский дуб символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Святого Духа.

Евангелие Хитрово

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Это рукописное Евангелие конца XIV века. Назван в честь своего владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой Лавре, где хранилась на алтаре до 1920 года. В настоящее время Евангелие находится в собрании Российской государственной библиотеки.

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Евангелие богато украшено (головные уборы, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи приписывают московской школе Феофана Грека, а авторство серии миниатюр — его ученику Андрею Рублеву.

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства
«Ангел Рублев»

Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Все исследователи едины во мнении, что иконостас относится к эпохе Рублева и что в его создании в большей или меньшей степени участвовали Рублев и Даниил Черный. Иконостас еще мало изучен и полностью не опубликован.
Это единственный из ранних высоких иконостасов начала XV века, который почти полностью сохранился (утеряно лишь несколько икон).

Звенигородский чин (ок. 1396-1399)

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

«Звенигородский хребет» — три иконы с изображением Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла (из собрания ГТГ).
Предположительно, из иконостаса Успенского собора в Городке. Долгое время его приписывали кисти Андрея Рублева, но в 2017 году атрибуция была присвоена на основании высокотехнологичных сравнений с Троицей».

Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
Основан в конце 14 века.

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Образы отшельников Пабло де Тебаса и Антонио эль Гранде. Некоторые ученые приписывают авторство фресок Андрею Рублеву.

Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Икона происходит из Никольского Песношского монастыря близ города Дмитрова. Принадлежал к сану полуфигурного деисуса звенигородского типа. Приписывается Андрею Рублеву.

Икона «Спас в силах» (начало XV в.)

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Приписывается Андрею Рублеву или «рублевскому кругу».

Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.)

Творчество Андрея Рублева – вершина русского и мирового искусства

Миниатюра «Спас во славе» выполнена художником Рублевского кружка. Рукопись не содержит прямой датировки, но по своему оформлению близка к таким известным рукописям, как Хитрово Евангелие.

Творчество

На формирование мировоззрения Рублева большое влияние оказала атмосфера культурного подъема второй половины XIV и начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублев воплощал новое и возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублева — одна из вершин русской и мировой культуры.

В 1408 году Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами создал свое единственное точно датированное и притом сохранившееся произведение — фрески Успенского собора во Владимире (роспись частично сохранилась). Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значима композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в блестящее торжество торжества справедливости, утверждающей духовную ценность человека. Работы Рублева во Владимире свидетельствуют о том, что уже в то время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им живописной школы.

В 1425-1427 годах Рублев, как свидетельствуют летописи, вместе с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы для его иконостаса. Сохранились иконы, которые считаются большей частью артельными; они выполнены по-разному и неодинаковы по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственное сохранившееся безусловное произведение в жанре иконописи. Рублев наполнил традиционный библейский сюжет глубоким богословским содержанием.

Другие иконы и фрески, приписываемые на протяжении XX века кисти Андрея Рублева, сейчас большинством исследователей рассматривается как произведение школы (артели) или даже просто современников мастера.

Личная жизнь

В юности Андрей Рублев был посвящен в монашеский сан. Он отказался от желания иметь семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. О родственниках артиста информации нет. Неизвестно, были ли у него братья, сестры или племянники.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская стройность, возвышенный аскетизм и плавность стиля, характерная для московской живописи XIV века. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность отличают его работы от других картин того периода. Герои Рублева чаще всего изображаются в состоянии умиротворенного покоя или в состоянии молитвы. Это отличает его творчество от творчества экспрессивного Феофана Грека. От икон Андрея Рублева исходит атмосфера спокойного созерцания и доброты. Эта тишина присутствует и в цвете: разреженная, спокойная; и в округлости фигур; и в гармонии строк, похожих на спокойную мелодию. Все творчество Андрея Рублева пронизано светом. Следовательно,совсем неудивительно, что искусство Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector