Память блаженного Максима Московского

Церковь чтит память блаженного Максима Московского, Христа юродивого, 24 ноября (11 ноября по старому стилю), а также 26 августа (13 августа по старому стилю), в день обретения мощей блаженного Максим выбрал редкий путь спасения — юродство. Сокровенный путь, на который способны не многие, а это избранные Божии. Святой Максим почитался в Древней Руси вместе с блаженными Прокопием Устюжским и Василием Московским. Это равенство прослеживается в источниках распева, например, в быту, в припевах (возрастаниях) по полиелею написано: «Прокопий Устюжский. И мороз Христов ради юродивых Василия и Максима».

Блаженный Максим, юродивый Христа ради

Обиод, изд. Преображенская богадельня в Москве, 1911, лист 106т. — 107.

Житие блаженного Максима Московского

Подвиг добровольного умопомешательства, ради бога, был особенно распространен на Руси. Эти блаженные святые люди не уходили в пустыню молиться за весь мир, а, наоборот, приходили в города, жили среди людей и много за них страдали, но были со своим народом и терпели все тяготы их жизни. Господь являл миру юродивых святых в трудное для людей время. Блаженные так любили людей, что не могли оставить их в трудную для них минуту, они были рядом, но в смирении своем скрывали свою святость под личиной безумия для мира сего. Юродивые говорили образно, завуалированно, иногда народным языком пословиц, но слова их шли в самое сердце человека. Они терпели еще большие страдания, чем обычные люди,и народ ценил их покорность,готов был слышать и слушать их,от самого бедного простолюдина до царя.Русь любила своих юродивых,и любили они свой народ. Итак, блаженный Максим не ушел в пустыню или в монастырь спасаться, а жил на улицах шумной и шумной Москвы XV века, в тяжелые для русского народа времена: ордынские набеги, засухи, эпидемии. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно.засухи, эпидемии. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно.засухи, эпидемии. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно.

В любое время года Максим был почти голым, собственного убежища у него не было, он скитался по улицам, большую часть времени жил под открытым небом в жаркую и холодную погоду, питался только той скудной пищей, которую давали люди его, у него не было семьи, и он был по-человечески одинок. Современному человеку трудно понять: зачем человеку, живущему в столь непростых для страны исторических условиях, добровольно обременять себя еще большей нуждой? Претерпевая все трудности, преподобный Максим не оставлял молитвы ко Господу, чем укрепился и спасся. Пути господни неисповедимы. Человек – это прежде всего его душа, мысли, стремления. Блаженный Максим добровольно отрекся от всех благ мира сего и даже от своего ума, ради спасения своей души и других,ради соединения со Христом в земной и вечной жизни. Это любовь. Любовь ко Христу и к людям. Вся его жизнь была обличением испорченности, пустоты и безумия мира. Многих святой Максим поддержал и утешил своими словами, а некоторых обличил увещеванием.

Блаженный Максим, юродивый Христа ради

Он терпел обиды, насмешки и презрение от людей, скрывал свою мудрость внешним безумием, очистив таким образом свою душу и сердце от гордыни, стремления к славе и страха встречи с Богом, научился любить людей и ненавидеть грех. Прежде всего, он очистил свою душу от греха, но не дал погибнуть в грехе своим ближним. Святой Максим не боялся говорить правду всем нуждающимся в увещании и обличении, даже сильным мира сего, проявляя таким образом любовь и равнодушие к человеку. В назидание ближним он часто появлялся в массовых собраниях, на базарах, не гнушался вступать в порочные общества и под прикрытием юродства обличал зло, вел наиболее закоренелых грешников по пути покаяния.

Все свои добрые дела он старался делать тайно, даже его доносы и наставления были в завуалированной форме, на первый взгляд непонятные, но вскоре человек понял, о чем говорил святой. Блаженный Максим видел сердца людей и старался предостеречь их от греха. Иногда он обличал людей и открыто, но под строгим запретом хранил услышанное в тайне. Если святой Максим замечал, что люди стали почитать и восхвалять его, то он старался разрушить эти мнения людей странными или непристойными поступками, мнимым участием в недобродетельных действиях, иногда нарушая церковные традиции и правила.

Доносы на юродивого не прошли даром, многие москвичи обратились сердцем к Богу. Интересны его высказывания:

«Хоть зима и лютая, но небо сладкое», — говорил блаженный Максим, бегая нагишом по улицам Москвы, уча всех терпению и терпению житейских невзгод.

«Будем терпеливы и будем людьми, ибо терпению даст Бог спасение».

«Не вся шерсть, чужая и наоборот. Похотливый слиток: бревно на шее. Тебя побьют за дело, ты покаешься и будешь больше кланяться. Не плачь побежденным, плачь непобедимым».

«Медленно, даже мокрое дерево загорается».

Страдая от лицемерия и самодовольного благочестия, он сказал:

«Все крестятся, но не все молятся».

«Богиня домашняя, но совесть испорчена».

«За бороду Авраама и за дела Хама».

«Бог найдет всякую ложь. Он не обманет тебя, и ты не обманешь его».

Чудеса и почитание блаженного Максима Московского

После многолетнего тяжелого подвижнического труда блаженный Максим почил 11 ноября 1434 года. Погребен в храме святых князей Бориса и Глеба. Через некоторое время у гроба святого стали происходить многочисленные исцеления. Так, 23 апреля 1506 года на месте погребения преподобного Максима Юродивого Бог исцелил человека, «у которого нога преклонилась» ради Христа».

По многочисленным чудесам из гроба святителя, в 1547 году Собор определил: «Приласкать и праздновать в Москве 13 августа нового Чудотворца Максима, юродивому Христову». В «Письме о церковных чинах, совершаемых в Московском Успенском соборе» (около 1634 г.) от 11 ноября сказано: «Максиму юродивому: благословение среднего лебедя»; 12/13 августа: «Прежде сего праздновали блаженный Máximo: благословение лебедя, раскат середины; а теперь только в ноябре празднуют, да по грамоте поют».

Лежит под каменной гробницей, а не наяву. Милосердный Боже, в Троице прославляемый, положи в сердце твоем благоговейного мужа, московского жителя Гостинной Сотни, Максима Филиппова, сына Верховитина, святить обе церкви, царскую и часовню (Борисоглебскую) разобрать и сотворить новый. К этому — (способствовал ему) — еще и Максим Васильев по имени IIIаровников, житель древнего города Костромы. В 7206 (1698) году апреля, в день 14, под властью Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича Всея Руси, Самодержца, по благословению Святейшего Адриана, Патриарха Московского и всея Руси, после отпевание После обычного молебна начали разбирать разрушенное каменное сооружение и на том месте, где находились мощи святого блаженного Максима,по милости Божией камень упал со стены, и видимо это великое сокровище досталось всем».

Здесь необходимо уточнить, что храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба, рядом с которым был погребен преподобный Максим, сгорел в 1568 году. Но святые мощи Максима остались сокрытыми. Благоговейные почитатели памяти святителя построили над его могилой часовню в честь преподобного Максима Исповедника.

В 1698 году благодаря москвичам Максиму Верховитинову и Максиму Шаровникову старая Борисоглебская церковь была разобрана, а во время работ со стены упал камень, и были обнаружены святые мощи блаженного Максима. Их с честью перенесли в один из московских соборов, где они и оставались при строительстве нового храма. По преданию, при строительстве нового храма в честь преподобного Максима его мощи хранились в Чудовом монастыре или в одном из кремлевских соборов. Эта легенда возникла из-за интересной существующей росписи храма, отвержение мощей представлено в иконе на стене преподобного Максима, а также в иконе, расположенной на северной внешней стороне и на западной стене внутри храма,в перенесении их крестным ходом через Спасские ворота в Кремль. Новопостроенный храм, существующий ныне в прежнем виде, был освящен в честь святого блаженного Максима Московского с приделом во имя преподобного Максима Исповедника. Мощи блаженного Максима, хранившиеся нетленно до трехсот лет, оставались открытыми всего 39 лет, с 1698 по 1737 год. В 1737 году, а точнее 29 мая, во время великого Тринидадского пожара, значительная часть которого сгорела со всей Москвы, «Максимовская церковь сгорела дотла, и балдахин Максима Чудотворца сгорел, именно в том месте, где этот рак со святыми мощами стоял на каменном помосте, мощи костей остались священными, что священник Иаков Григорьев,с диаконом и клириком заключали в ящик и клали на алтарь. В соответствии с постановлением, вынесенным Синодальной канцелярией от 6 июня того же 1737 года, сии святые мощи, находившиеся тогда в Синодальной канцелярии, были осмотрены и описаны Преосвященнейшим епископом Вениамином Коломенским и архимандритами, а после осмотра те мощи Высокопреосвященнейшего помещались от руки в нарочно изготовленный ящик и после закрытия и опечатывания синодальной печатью на хранение передавались синодальному пономарю» (Указ Святейшего Синода от 30 апреля 1764 г.). Сгоревшая Максимовская церковь была отремонтирована и освящена 30 мая 1742 года, о чем свидетельствует надпись на вновь построенном иконостасе.И окончательное решение о возвращении мощей блаженного Максима состоялось 21 января 1768 года. В 1770 году, согласно церковной описи, «для мощей святого Максима Блаженного устроен новый резной ковчег; Все вышеописанное покрыто чистым золотом. В 1812 году «мощи Максимо эль Бендито остались на своем месте под спудом в своем первоначальном виде. В жаркой церкви возвышается амвон, опрокинут престол, сожжены оконные рамы и бревна, сожжена также кровля и вся церковная утварь; кроме самых необходимых спрятанных вещей, все было разграблено» (Из свидетельства святителя Игнатия Иванова архиепископу Августину). В 1876 году вместо ветхого деревянного был построен новый металлический золоченый алтарь, в котором,после его освящения с должными почестями был передан кипарисовый ковчег с мощами блаженного Максима, длиной более аршина, шириной до трех четвертей.с должными почетами был передан кипарисовый ковчег с мощами блаженного Максима, длиной более аршина и шириной до трех четвертей.был перенесен кипарисовый ковчег с мощами блаженного Максима длиной более аршина и шириной до трех четвертей.был перенесен кипарисовый ковчег с мощами блаженного Максима длиной более аршина и шириной до трех четвертей.

Упомянутый иерей Иаков Григорьевич подарил золотой напрестольный крест с хранящимися на нем частицами святых мощей и со следующей надписью: «Сей святой и Животворящий Крест Господень усердием Максимовской Священнической Церкви устроен. Якова Григорьева 5 ноября 1717 года, в память древнего великого страшного майяского пожара сего года в 29-й день Пятидесятницы в память родителей его Ксении Фоминичны, сгоревших в этот день, и падения его Феклы Яковлевны и детей ее сожженных младенцев Елизаветы, Иерофии, Иакова».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Больной сказал: Аминь, он хотел поцеловать руку праведника, но его уже не было видно. Вслед за этим в горле открылся нарыв, вышел гной, и касик с обостренным усердием отпраздновал обновление храма, которое было 1 октября 1848 года. (Письма митрополита Филарета архимандриту Антонию).

Она одна не спала в ожидании беды. Около полуночи в его доме произошел пожар. Это немедленно разбудило всех; отправил гонца в Сущевскую часть с известием о пожаре. Все имущество по ее распоряжению было вывезено из дома и убрано. Вскоре подъехала пожарная машина, и огонь был потушен на месте. Его потеря была незначительной. Так блаженный Максим, святое тело которого, бывшее нетленным до трехсот лет, по попущению Божию, не пощадил огня в великом огне Троицы, своим предстательством перед Богом освободил означенного раба Божия от огонь» (Из Хроники Церкви).

Тропарь, кондак и канон блаженному Максиму Московскому

Тропарий, глас 5

Наготой телесной и терпением разоблачал ты обман врага. Являя ни с чем не сравнимый подвиг, зеленый солнечный страдающий вар и необходимое великое желе. И нет ни накипи, ни огня, Покрываем с помощью Божией, Максима Мудрого. О верно созидая свою память с честностью и усердно притекая к своему реликтовому роду, молись о избавлении от проблем и избежании падения.

Кондак, глас 2

Желая высшей красоты, низшей сладости, телесного ничтожества, ты ничего не вменил, нестяжания суетного мира. Прошла ангельская жизнь, блаженный Максимо. С ними моли Христа Бога, непрестанно о всех нас.

Библиотека русской веры
Канон блаженному Максиму, юродивому, Московскому чудотворцу

Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый. Иконы

Блаженный Максим, юродивый Христа ради

Блаженный Максим Московский. Минеи Августа (фрагмент). Значок. Россия. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии начала XVII в

Блаженный Максим, юродивый Христа ради

Сантос Блж. Василий и Максим Московские (фрагмент). Значок коробки со значком кадра. Россия. Последняя четверть XVI в. Из собора Покровского монастыря в Суздале

Блаженный Максим, юродивый Христа ради

«Боголюбская» с избранными святыми (в центре — московские святители Петр, Фотий, Макарий, блаженный Максим, Иоанн). Икона (сложенная втрое). Истома Савин. Москва. Конец 16 века — начало 17 ГТГ

Блаженный Максим, юродивый Христа ради

Варлаам Пустынник, Евфросин Псковский, Максим Московский. Фрагмент походной церкви «Небесный павильон». Тверская областная художественная галерея, 1588-1590 гг

Блаженный Максим, юродивый Христа ради

Василий и Максим Блаженные в Московском Кремле. Клеймо иконы «Суббота всех святых, с избранными на полях святыми». Дом-музей П. Д. Корина, 1813 г

Храмы во имя блаженного Максима Московского

В настоящее время, пожалуй, есть только один храм в честь преподобного Максима Московского, Христа ради юродивого. Этот храм находится в городе Москве, на улице Варварка, дом 4. Храм является памятником градостроительства и архитектуры, так как был построен в 1698 году, а в 1829 году была достроена колокольня.

Интересна история самого храма. За свою многовековую историю храм пережил не один пожар, но каждый раз восстанавливался и перестраивался краше прежнего. Первоначально на Варварке стоял деревянный храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1434 году возле этого храма Христом был погребен юродивый Максим. В 1568 году деревянная церковь была сожжена, а на ее месте построена новая каменная церковь, но в честь преподобного Максима Исповедника (небесного покровителя юродивого Максима Московского) и в память юродивого преподобного Максима, который для к тому времени он был канонизирован Церковью.

В 1698 году в Москве вновь вспыхнул пожар, от которого пострадали многие постройки столицы, в том числе и церковь в честь преподобного Максима Исповедника. И снова храм был восстановлен. В течение года на средства купцов Максима Шаровникова и Максима Верховитинова была построена новая церковь с высоким престолом в честь святого Максимилиана Юродивого, за Христа, и приделом святого Максимилиана Исповедника. В 1827-1829 годах была возведена новая двухъярусная колокольня.

Блаженный Максим, юродивый Христа ради

Церковь Максима Исповедника на Варварке. Фото Н.А.Найденовой, 1882 г

Внутренние откосы окон со скошенными вверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII—XVIII веков.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписей XVIII-XIX веков и две белокаменные закладные доски.

В 1930-е годы храм был закрыт советской властью, обезглавлен и опустошен. В 1965 — 1969 реставрирована (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находится в ведении Российского общества охраны природы.

После 1994 года храм был передан верующим, в нем возобновились богослужения, начался длительный процесс восстановления храмовой и церковной территории.

Блаженный Максим, юродивый Христа ради

Современный вид храма святого блаженного Максима в Москве, во имя Христа юродивого (РПЦ)

Материал подготовлен на основе книги: «Откр. Москва Максимовская, на Варварке, церкви / М., 1894

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector